Очень интересно наблюдать как создает что-то маленький человек... Вырезает, строит, лепит, рисует.... Но еще интереснее понять, как привить любовь к созиданию. Как показать насколько приятным может быть процесс создания, а не разрушения.
Я убежден, что на 99% это зависит от родителей. Это и наши собственные действия, и слова, и даже выбор игрушек.
У нас как-то само собой сложились некоторые нормы и правила, которые, как я считаю, привели к тому, что создавать Тимуру интереснее, чем ломать.
Во-первых, наше отношение к игрушкам. Мы стараемся покупать те игрушки, которые можно собирать/разбирать, чинить. В 8 месяцев Тимуру подарили простой разборный трактор с гайками и инструментами для починки. Он до сих пор является одной из самых востребованных и любимых игрушек Тима.
Во-вторых, мы никогда не выбрасываем даже сломанные игрушки на глазах у Тимура в мусор. Мы предлагаем починить, склеить, заменить что-то. Даже если игрушка частично потеряет функциональность и потом постепенно отойдет на дальний план, она все равно останется в памяти, а не будет воспринята как никчемный хлам.
То же самое, можно отнести к творческим работам Тимура. Я поймал себя на ситуации, когда пытался разорвать Тимуркин рисунок. Самый простой - каких он рисует сотни еженедельно. Хотелось почистить стол и я не задумываясь взял лист и начал уже было рвать... но тут.... Что-то в глазах Тима остановило меня. Я положил лист в папку.
С тех пор, мы никогда не выкидываем и не рвем работы нашего малыша.
То же самое с игрушками: я понимаю, часто раскиданные в только ребенку понятном порядке игрушки мешают. И есть большой соблазн отодвинуть их ногой подальше от прохода. Но мы понимаем, что "задвинув" его "порядок" мы учим тому же и его.
Я вижу иногда родителей, которые вроде бы делают хорошо - играют со своими детьми. И самое простое, что можно придумать в игре с машинками - показать как они врезаются друг в друга, как они переворачиваются на большой скорости и пр. нюансы автогонок. Чему учится ребенок в данном конкретном случае? Однозначно не созидать.
Мы всегда старались показать как можно что-то создать. Уважали мельчайшие желания создать что-то самому: начиная от поставленных друг на друга кубиков, скатанной из пластилина колбаски - змеи и заканчивая созданием картин и настоящих объектов.
И, конечно, мы никогда не упускали шанс показать Тимуру, как можно что-то сделать по-настоящему. По-взрослому! Делали с ним кашу, лепили печенье, взбивали тесто, забивали гвозди и даже шили:) Вот к примеру на днях, мы купили-таки стеллаж для материалов для занятий с Тимом. Осталось немного доделать и мы покажем, как теперь систематизирована и удобно разложена вся информация. Пока я собирал стеллаж, Тимур собирал свою полочку из подсобного материала: пенопласта и картона. Вот как это было:
Ну и не могу не рассказать об одной невероятно классной находке: конструкторе "Брикник". Настоящие кирпичики, строительная смесь для создания кладки - разве есть что-то лучше, чем построить настоящий дом, поработать мастерком и увидеть как кирпичик за кирпичиком создается чудо! И Тим и мы были в полном восторге.
Я очень надеюсь, что наши усилия помогут Тимуру почувствовать радость и счастье от процесса сотворения!
Ну и, конечно, видео:)
Click to view
Click to view