Время свободных прогулок детей по городу, лазаний и домиков на деревьях, казаков-разбойников увы, прошло. А поиграть хочется всегда.
В этом году одна из единодушно принятых экскурсий - поездка в Третьяковскую галерею.
Во-первых, дети в нашем классе очень любят эту тему. И большой вклад в это вносит наша учительница. Она постоянно старается вплести картины в уроки русского, литературы и даже математики. Рассказывает детям разные интересные факты о картинах, героях, авторах.
Во-вторых, в этом году наш класс будет участвовать в научно-практической конференции с темой: картины Третьяковской галереи. Каждый из них выбирает картину по душе и будет экскурсоводом по этой картине. Даже наблюдать за выбором картин было интересно. Про Тимин выбор - в самом конце.
Поэтому поездка в Третьяковку - была определена.
В прошлом году мы брали базовую экскурсию в самой галерее. Было очень интересно. Но детям долго слушать сложно. Поэтому в этом году мы долго думали и решили попробовать заказать квест-игру. Все родители поддержали и мы поехали.
Первым делом, конечно, дети «разорили» магазин в Третьяковке! Они бегали и из каждого угла неслось: «Смотрите! Мой Врубель!», «Уррра! Есть пазл с богатырями!», «А у вас есть Айвазовский так, чтобы его раскрашивать по номерам?» и пр.
Тимур закупился картинами для раскрашивания, книгами про рамы для картин, несколькими репродукциями, открытками, календариками и магнитными закладками (эти, по секрету передал маме на хранение - планирует подарить одноклассницам на 8 марта).
И вот квест начался.
Суть истории такова:
Спасибо, что откликнулись на нашу просьбу.
Наше местное привидение всегда было непослушным и хулиганом, но сейчас оно перешло все возможные рамки!!!
Спрятало несколько мировых шедевров живописи и никак не хочет их отдавать!!!!
Даже выдвигает условия - вернет эти полотна,
если на его любимую картину посмотрят сто человек за день.
Но не просто посмотрят, а сначала отгадают, что именно это за картина.
Умоляем вас, помогите нам вернуть мировые шедевры!
Передаем в ваше распоряжение заметки привидения о его любимой картине. Вся надежда только на вас!!! А то еще не известно, куда он спрятал полотна и что с ними может там произойти.
Дальше каждая из трех команд получила карту с заданиями и… побежали!!
!!
Примеры заданий
«Пройдите в зал 26. В нем висит большая картина «Богатыри». Как зовут богатыря в центре?»
«В этом зале весит картина, на которой изображена башня в одном городе. Картина так и называется. А сейчас этот город называется Стамбул»
В зале 16 висит картина «Княжна Тараканова». Кто вместе с ней спасается на кровати от наводнения в тюрьме?
Дети устремились так резво, что приходилось взывать к порядку! И совести! Из корыстных целей, потому что не успевали за ними.. Набегами около трех километров и все это в темпе. Команда Тима первая все разгадала и….. попросилась спокойно уже обойти галерею - посмотреть картины. То есть еще три километра!!!!
Итогом была фраза, показывающая зал и место, где висит любимая картина приведения. А вот и она! Ну, конечно же!
Картину нашли, приведение усмирили!
Уставшие и довольные дети отправились домой.
А родители и учителя сели подводить итоги. А они оказались разные.
Итак, выводы и замечания.
Если кто-то будет заказывать и думать над квестами - может быть поможет.
1) Дети были очень довольны. Учителям очень не понравилось. В первую очередь потому, что конкретно про картины ничего не рассказывалось. Этот минус при опросе подтвердили и дети (мало про картины рассказывали).
Итак, с точки зрения информации о картинах, художниках, истории, интересных фактах, описания техники, стиля - квест проигрывает.
2) Какая-никакая информация была. И если из прошлой экскурсии с фактами дети помнят мало что, то из этой они четко запомнили и раба на «Явлении Христа народу», и причину, почему княжна Тараканова оказалась в тюрьме, запомнили и четко ассоиируют что Айвазовский - самый «морской художник», и яркий факт того, что все картины Куинджи в черных-пречерных рамах. То есть Третьяковка ожила. У них появились мелкие зацепки «родного пространства». А это значит, следующий раз они придут туда не в гости, а ак домой.
3) Динамика. Если в прошлый раз дети зевали. То в этот - зевать было некогда. В прошлый они говорили, что устали. В этот мы сами еле поспевали за ними.
4) Самым любопытным фактом было то, что дети очень очень много знают картин и фактов сами. Поэтому получилось, что они сами как экскурсоводы - рассказывали о «своих» картинах, дополняя знания друг друга.
5) У нас родилась мысль о том, что идеальный вариант: экскурсия с элементами квеста+ творческая лаборатория минут на 30 с показом и опробованием какой-то техники работы с красками+ «сам себе экскурсовод»
Как мы это видим.
Дети готовят рассказ о картинах - каждый об одной.
В галерее мы делаем экскурсию по залам. Составляя так, чтобы каждый побывал экскурсоводом. Это займет около 30 минут. Потом небольшой квест. И творчество (например лепка в мастерской).
6) Квест-игра - командная работа. Дети спорят, определяют вместе что искать, как искать и где искать. Лоббируют свое решение, учатся спорить и отстаивать свое мнение, соглашаться с чужим верным решением. Это полезный опыт групповой работы.
7) Квесты расширяют кругозор куда больше, чем экскурсия. В экскурсии никогда не рассматривают к примеру ,сорт винограда на картине, почему «ночь над Днепром» такая темная и почему вообще на юге ночи совсем другие, нежели на севере.. .. и пр. и пр. А в рамках квеста об этом можно говорить, эти задания в квест можно добавлять.
8) И главное - перестают думать, что искусство это что-то далекое, оторванное от жизни. Начинают видеть в этом интересное, веселое, жизненное. А там и до интереса к художникам, техникам, истории - недалеко.
Я думаю последнее - самый лучший и важный результат. Потому что если даже после самой лучше экскурсии дети выйдут со словами - я устал, мне скучно - это плохой результат. Несмотря на то, что им много рассказали. Пусть лучше 2-3 ярких факта и нескольких картинах в динамике и игре.
Теперь о выборе Тимура.
Это картина Малевича «Черный квадрат». Мы уже пересмотрели кучу видео и рассказов искусствоведов. Понемногу у Тима зреет план интересного рассказа. Но проблема в том, что учительница негативно к квадрату настроена и искусством это не считает.
Тиму намекнули, но он говорит, будет про квадрат. Мы поддерживаем Тима.И считаем, что тут его выбор. Думаем, конференция только выиграет, если в ней будет рассказ и об авангардном искусстве тоже.
В общем, ломаем голову.