Как и на чем "ломаются" дети

Apr 14, 2015 12:06

Вчера была очень интересная психологическая ситуация в школе. Настолько интересная, что я решил о ней написать.
Все началось с той самой французской рубашки с бабочкой.



Тимур с большой радостью надел ее в школу. Пришел. С утра был гимн, как всегда по понедельникам. Тим зашел в холл буквально в самую последнюю минуту перед звонком. Все дети, увидев яркую бабочку, конечно оживились. Сразу стали говорит: «О, Тимур ты с бабочкой!», «Ты как будто на концерт» и пр. и пр. Причем мы слушали эти комментарии и совершенно четко понимали. В них не было ни обидного, ни желания как-то задеть. Просто обычная детская реакция на яркое пятно, появившееся среди обычного утра. В общем, то это вполне нормаль: дети увидели что-то новенькое в Тимуре и обратили на этой внимание.

Тимур вдруг запереживал и даже сказал маме, что-то вроде «сними мне бабочку». Но тут грянул гимн, дети запели. После гимна мы отозвали Тима в сторону и пока еще кратко сказали, что дети сейчас привыкнут и перестанут замечать даже. Чтобы он не переживал. Он покивал и убежал. Но явно волновался.

Пока Тим был в школе, мы обсуждали  эту тему. Как он там. И снял ли бабочку. В 12 у нас было прослушивание в музыкальной школе и мы приехали пораньше забрать Тимура. Он был в рубашке, с бабочкой. Дети уже все весело играли. Про бабочку никто не вспоминал.

Вечером, как обычно перед сном мы обсудили это с Тимуром. С нескольких точек зрения.

Первое:

что человек должен сам решать, как и что носить, как выглядеть. И не должен одеваться исходя из мнения окружающих.

Потом мы обратили его внимание именно на то, что все яркое в жизни всегда вызывает интерес, внимание, а иногда и шутки со стороны окружающих. Это и плюс и минус. Постарались поискать с Тимуром плюсы и минусы.

Рассказали о том, что одежда - это возможность самовыразится и выделить свою индивидуальность. И этим можно пользоваться. И быть смелым.

Сегодня Тим сам выбрал рубашку с бабочкой.
Когда он вошел - вообще никто ничего не заметил - все выскочили ему навстречу и утащили играть.

А чисто по взрослому с Леной увидели вот какие варианты:

Ведь будь на месте Тима другой ребенок - мог сам снять бабочку и запрятать подальше. Могли на этой пойти и родители (И у нас мысль была). Что в этом случае поняли бы дети: Дети бы поняли, что они могут влиять на решения одноклассников. Могут, осмеивая одежду, манипулировать человеком. Могут оказывать влияние на одноклассника.

Что понял бы Тим, пойди мы у него на поводу и сняв бабочку… Что он слаб и должен принимать решения, исходя из того, что сказал кто-то из вне. Что он зависим и слаб.

На пустом месте. Из обычной детской радости от яркости и любопытства. Дети бы получили очень негативную модель поведения. Несколько таких случаев и коллектив стал бы другим. И мы рады, что и мы и родители в классе очень умело и тонко реагируют на такие вещи.

И главное, увидели, как разумен Тимур в таких разговорах. И как много у него к нам доверия. И какой он сильный тем, что умеет отстаивать свое мнение, если оно у него уже есть. А мы вот в таких нюансах помогаем ему разобраться в ситуации и сформировать это самое - его мнение.

1 класс, от шести до семи, Наша школа

Previous post Next post
Up