Обогащаем речь: фразеологические обороты

Apr 05, 2015 12:28

Тимур нереально полюбил русский язык. Ну вот к примеру... Мы выбираем и печатаем стихи для уже традиционного поэтического марафона: в этот раз весеннего. Стихи получаются на 1 листе А4. И перемещаются с нами по квартире, пока не выучим. На днях, Тим сел повторять стих. Спустя 10 минут застали картину: все слова в стихотворении разобраны по составу, и подчеркнуты все члены предложения. На наше удивления Тим сообщил - "это я задумался".

Интерес к речи, конечно, порождает множество вопросов о значении слов и даже оборотов.
Ну вот, несколько упоминаний типа "Тим, ну зачем ты встаешь ни свет, ни заря в выходные!" и он уже заинтересовался фразеологическими оборотами. И мы вспомнили о прекрасной  книге, купленной давно, на вырост, когда Тимуру было еще года 2. Тогда мы просто смотрели картинки.



Фразеологические обороты придают речи выразительность, красоту и силу эмоции. Ну вот одно дело сказать "он чувствовал себя неуверенно", и совсем другое дело "не в своей тарелке". Тим как-то сразу уловил какие возможности дают таки обороты. И активно стал запоминать. Обычно мы страниц 5 на ночь прочитываем, обсуждаем, приводим примеры, где такие выражения могут применяться.Ведь от точности применения зависит и эффект.









Кроме того, особый шик сейчас для Тима найти обороты синонимы. Например: "удасть духом" и "повесить нос". И он прямо в восторге придумывает ситуации, где бы он сказать один вариант, а где другой. И ведь чувствует. Вот, вчера привел сам такой пример: "Можно сказать бойцы упали духом"...  а вот "бойцы повесили носы" звучит как-то не так...Зато "ученик, из-за двойки совсем повесил нос". Или уловил, что когда надо подбодрить друга  - лучше сказать "не вешай нос!"

Сразу стал замечать их в речи. Рассказывает, как на уроке учительница спросила как-то: "Тимур, а ты что ворон ловишь?"

И сразу вспомнил свое, профессионально знакомое: ход конем:)

И результат: стал употреблять их в речи. Утром прибежал и спрашивает: "Мама, а ты сегодня глаз не могла сомкнуть ночью или спала без задних ног?"

А мы добавили еще задания, чтобы отточить знание таких оборотов такого плана:

1) Найти лишнее
·         волчий хвост - волчий аппетит
·         приходить в голову - приходить в школу
·         дрова разгорелись - глаза разгорелись
·         важная деталь - важная птица
·         горькая правда - горькая микстура
·         собрать удочки - сматывать удочки

2) Найти пару
Водой не разольешь.
Грустный человек.
Как в воду опущенный.
Очень похожи.
Толочь воду в ступе.
Всё испытали.
Седьмая вода на киселе.
Неразлучные друзья.
Воды не замутит.
Дальний родственник.
Набрал в рот воды.
Бесполезная работа.
Как в воду глядел.
Долгое время.
Как две капли воды.
Угадал.
Прошли огонь и воду.
Тихий человек.
Много воды утекло.
Молчаливый человек.

3) Продолжить
·         Дрожит, как ...
·         Выводить на ...
·         Держать в ...
·         Вариться в ...
·         Сидеть ...
·         Знать, как....

4) Показать пантомиму
·         Сесть в галошу.
·         Водить за нос.
·         Дело в шляпе.
·         Льет как из ведра.
·         Связать руки.
·         Намылить шею.
·         Лить крокодиловы слезы.
·         Реветь в три ручья.

В общем не теряем время даром,, не ждем у моря погоды, не сидим сложа руки, а ловим момент, идем вперед и живем припеваючи:)

1 класс, русский язык

Previous post Next post
Up