Тимур нереально полюбил русский язык. Ну вот к примеру... Мы выбираем и печатаем стихи для уже традиционного поэтического марафона: в этот раз весеннего. Стихи получаются на 1 листе А4. И перемещаются с нами по квартире, пока не выучим. На днях, Тим сел повторять стих. Спустя 10 минут застали картину: все слова в стихотворении разобраны по составу, и подчеркнуты все члены предложения. На наше удивления Тим сообщил - "это я задумался".
Интерес к речи, конечно, порождает множество вопросов о значении слов и даже оборотов.
Ну вот, несколько упоминаний типа "Тим, ну зачем ты встаешь ни свет, ни заря в выходные!" и он уже заинтересовался фразеологическими оборотами. И мы вспомнили о прекрасной книге, купленной давно, на вырост, когда Тимуру было еще года 2. Тогда мы просто смотрели картинки.
Фразеологические обороты придают речи выразительность, красоту и силу эмоции. Ну вот одно дело сказать "он чувствовал себя неуверенно", и совсем другое дело "не в своей тарелке". Тим как-то сразу уловил какие возможности дают таки обороты. И активно стал запоминать. Обычно мы страниц 5 на ночь прочитываем, обсуждаем, приводим примеры, где такие выражения могут применяться.
Ведь от точности применения зависит и эффект.
Кроме того, особый шик сейчас для Тима найти обороты синонимы. Например: "удасть духом" и "повесить нос". И он прямо в восторге придумывает ситуации, где бы он сказать один вариант, а где другой. И ведь чувствует. Вот, вчера привел сам такой пример: "Можно сказать бойцы упали духом"... а вот "бойцы повесили носы" звучит как-то не так...Зато "ученик, из-за двойки совсем повесил нос". Или уловил, что когда надо подбодрить друга - лучше сказать "не вешай нос!"
Сразу стал замечать их в речи. Рассказывает, как на уроке учительница спросила как-то: "Тимур, а ты что ворон ловишь?"
И сразу вспомнил свое, профессионально знакомое: ход конем:)
И результат: стал употреблять их в речи. Утром прибежал и спрашивает: "Мама, а ты сегодня глаз не могла сомкнуть ночью или спала без задних ног?"
А мы добавили еще задания, чтобы отточить знание таких оборотов такого плана:
1) Найти лишнее
· волчий хвост - волчий аппетит
· приходить в голову - приходить в школу
· дрова разгорелись - глаза разгорелись
· важная деталь - важная птица
· горькая правда - горькая микстура
· собрать удочки - сматывать удочки
2) Найти пару
Водой не разольешь.
Грустный человек.
Как в воду опущенный.
Очень похожи.
Толочь воду в ступе.
Всё испытали.
Седьмая вода на киселе.
Неразлучные друзья.
Воды не замутит.
Дальний родственник.
Набрал в рот воды.
Бесполезная работа.
Как в воду глядел.
Долгое время.
Как две капли воды.
Угадал.
Прошли огонь и воду.
Тихий человек.
Много воды утекло.
Молчаливый человек.
3) Продолжить
· Дрожит, как ...
· Выводить на ...
· Держать в ...
· Вариться в ...
· Сидеть ...
· Знать, как....
4) Показать пантомиму
· Сесть в галошу.
· Водить за нос.
· Дело в шляпе.
· Льет как из ведра.
· Связать руки.
· Намылить шею.
· Лить крокодиловы слезы.
· Реветь в три ручья.
В общем не теряем время даром,, не ждем у моря погоды, не сидим сложа руки, а ловим момент, идем вперед и живем припеваючи:)