Тимуру 5 лет и 11 мес. Вес 22кг 200 гр и рост 124 см
Закончился предновогодний шахматный турнир у Тимура.
Это своеобразное подведение итогов полугодия. И это второй турнир в его шахматной карьере.
Турнир был с подсчетом рейтинга. Разрядной системы сейчас нет - есть рейтинговая для каждого шахматиста. Базовый рейтинг, присуждающийся каждому шахматисту при старте - 1000 баллов. От него можно скатиться как вниз, так и подняться вверх. Каждая победа дает несколько баллов, каждое поражение - отбрасывает вас назад. При подсчете рейтинга важна не только победа. Но и у кого вы победили. Выигрыш или ничья у соперника с более высоким рейтингом - дает больше баллов, нежели победа над равным или более слабым соперником.
Тим участвовал в турнире в группе А - начинающие шахматисты. У всех рейтинг до 1100.
Турнир проходил двое выходных по два дня. Каждый день по 2 игры - итого 8 игр. Отсчет по времени 40 минут на игру. Обязательная запись партии.
Начало было уверенным: один проигрыш, одна победа - в субботу и две победы в воскресенье. Итого 3 балла из 4 возможных в первые выходные. Таким образом, Тим оказался в группе лидеров с 3 и более баллами к началу второй недели.Накал борьбы усиливался. Турнир восходящий. То есть жеребьевка того, кто победил 3 и более раз проводится только с теми, у кого не меньшее число баллов. То есть к субботе таких набралось около 20 человек из 78 прошедших регистрацию.
Немного фоток:) К девочкам уже спокойнее относится в виде соперниц - и выигрывает:)
Вот такой шахматный турнир
Шахматисты
Лена оказалась свидетелем интересного разговора старших мальчишек, которые договаривались о том, чтобы соглашаться на ничьи, чтобы отыграть минимум 4 балла (а это гарантированно не приводит к снижению рейтинга - я так понял). Типа, если всегда ничья -4 балла у тебя в кармане. Плохо то, что мы не рассказали Тиму об услышанном разговоре, потому что в следующее воскресенье он сыграл свою роль.
Вторая суббота прошла 50 на 50 - одна победа и один проигрыш. И в воскресенье одна ничья и один проигрыш. Вторая партия и показала, как еще не хватает Тиму выдержки возрастной и как еще много психологических нюансов в игре, которые ему предстоит преодолеть. Как соперник пытался (не поставив мат, а шах) надавить, что это мат. Но Тим там не согласился и отстоял продолжение игры. И как психологическое давление - «ты все равно с такой позицией проиграешь - давай ничью» еще сложно для него. В общем, не хватило немного - согласился на ничью.
Хорошо, что у меня была запись партий - мы с Тимом проанализировали их все.
И объяснили, что соперник мог предложить ничью в их ситуации, только видя свой проигрыш.
В целом мы после турнира увидели сильные стороны Тима:
1) Неплохие дебюты. Были партии, где он лишал соперника ферзя уже на пятом ходу, заманив того в ловушку. Причем, делал это Тимур осознанно и с полным восторгом показывал нам, как он эту ловушку построил и как соперник в нее угодил.
2) Прекрасные окончания партий. В целом, партии Тима всегда длинные. Он ни разу не вышел через 5-10 минут из зала - то есть позиции стабильные , взвешенные. Никаких глупых просчетов, позволяющих вести игру эффективно и долго. Вообще окончания он делает прекрасные. Видит все варианты, просчитывает ходы с таким маленьким числом фигур. То есть если дойти до конца с хорошим преимуществом - Тим почти 100% сделает мат.
3) Борется до конца.
4) Не спешит.
5) Легко записывает партию и легко ее читает. Освоил быструю запись.
6) Хорошо понимает наилучшие позиции для каждой фигуры и неплохо использует ее преимущества в игре.
7) Вообще прекрасное понимание тактики.
И вот тут как раз его слабое пока место. Возрастная особенность, все-таки 5 лет всего. И пока еще недостаточный опыт игры и знаний. Это отсутствие долгосрочной стратегии игры. Вообще-то в группе А - это нормально. Разбор ходов показал, что многим пока и тактических преимуществ добиться не удается. Но, тем не менее, оцениваю трезво.
Итак, надо работать над стратегией.
1) Обязательно поработать над пониманием постоянных и временных преимуществ: своих и соперника. Научиться видеть их и оценивать позицию на доске с этой точки зрения. И конечно, использовать свои преимущества в игре.
2) Поработать над концентрацией. Пока Тима легко заболтать и он очень легко поддается на легкомысленность общения вместо игры.
3) Продолжать разбирать партии и непременно продолжить изучение классических вариантов. Для этой цели сейчас помимо занятий вместе разбираем книгу
Начальный курс дебютов. Открытые и полуоткрытые дебюты. Том 1 И, конечно, хотим разобрать все партии с завершившегося в конце ноября Чемпионата мира по Шахматам в Сочи. Партии просто потрясающе интересные:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%87_%D0%B7%D0%B0_%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC_2014 Это зона ближайшего развития для нас.
Это помимо того, что они разбирают на уроках и делают в качестве домашнего задания. С тактикой в виде заданий домашних пока все отлично. Работаем по этой книге Балашова, ступень Б
Задания вот уже несколько выходных делает сам и вполне успешно справляется, по крайней мере, везде получает плюсы).
Няня рассказывает, что на уроке - один из самых активных участников, всегда внимателен, садится вперед и находится в постоянном контакте с учителем. И главное - ему ОЧЕНЬ нравится!
Кстати, рассказали что в десятке мировых лидеров по рейтингу три россиянина - Тимура впечатлило:)
Ну и итог турнира! В итоге 4,5 балла и .. Тимур теперь имеет официальный рейтинг 1022 балла (до рейтинга чемпиона мира 2863 рукой подать ага:). Мы насчитали по таблицам 1012, однако видимо обыгрывал кого-то с большим рейтингом из тех раз, когда победил, так что рейтинг оказался выше. Даже с учетом прошлого турнира - 4 победы - в этот раз небольшой плюс и уже 4,5. И главное, плавный набор рейтинга. Слишком быстро нам не надо. Потому что в группе от 1100 - там уже реально очень сильные мальчишки есть, которые по 4-5 лет играют. Так что начало положено, будем набирать опыт, рейтинг и профессионализм! Для этого по-моему, сейчас у Тимура есть все: отличные учителя, ум и огромное желание.