1912. Золотой суверен

Oct 06, 2020 02:18



Пролог
Золотой телец
Золотой крикет
Закулисье протеста
Расстрел
Золотые горы

Ну что ж. Продолжим наши штудии.

К открытию золотых месторождений в Витватерсранде поначалу отнеслись без большого энтузиазма. Дело в том, что за два года до этого отбушевала «золотая лихорадка» на юге Трансвааля. В реке Пилгримс Крик было найдено золото, был даже основан новый городок - Барбертон. Но золото там вскоре иссякло и Барбертон опустел.

Однако, после того, как была произведена детальная разведка, взяты пробы в местах обнажения рифов - стало понятно, что месторождения Витватерсранда - это залежи золотоносной руды протяженностью около семидесяти километров.



Увеличение по клику

А сам хребет - это лишь часть так называемой «Золотой дуги», золотоносного рудного поля, общая площадь которого занимает пространство 350 на 200 километров.



Вести об этом вызвали большой ажиотаж. С каждым днем поток приезжих со всех концов южной части Африки становился всё более многолюдным.

Но сразу обнаружились технические проблемы. Массивная твердая порода Витватерсранда практически не давала шансов развернуться мелким старателям. Необходимо было обустройство шахт с серьезными техническими приспособлениями - машинами для дробления породы («stamp mills» или по-русски «толчея»), работающими на паровой тяге.





Единственная такая машина принадлежала немцам братьям Штрубен и была зарезервирована для разведочных работ на несколько месяцев вперед. Изготовление и поставка новых машин занимала до двенадцати месяцев. Потому в течение первого 1886 года фактический объем добычи был незначительным - было добыто золота всего на 34 фунта стерлингов.

Ну а мелким старателям не оставалось ничего иного, кроме как наниматься на работы в шахты



Но главным затруднением были не технические сложности. Дело было в том, что Витватерсранд находился в Трансваале и недалеко от его столицы Претории. Что требовало активного сотрудничества с властями.

Тем не менее, шестеренки королевского бизнеса пусть и со скрипом завертелись всё более набирая обороты.

На начальном этапе, вместо добычи игроки сосредоточились на приобретении наиболее многообещающих участков вдоль линии рифа. Держатели участков создавали синдикаты, а затем размещали акции компаний в надежде привлечь инвесторов, часто на основании надуманных доказательств. Никто поначалу не знал, насколько глубоко залегают и насколько насыщенны золотые жилы.

Ну и, естественно, в первых рядах скупщиков участков и активов находились рендлорды. Собственно, тогда это название и появилось. По последнему слову «ранд» («хребет» или «риф») - из словосочетания Вит-Ватерс-Ранд - Хребет Белой Воды.

После того, как стало понятно, что здесь возможна только шахтная добыча началась реорганизация предприятий для соответствия новым требованиям.

В авангарде шел Альфред Бейт, который первым нанял известных американских горных инженеров - Джозефа Кертиса, Генри Перкинса, Хеннена Дженнингса и Гамильтона Смита. Партнеры Бейта были настроены более скептически. Затраты на разработку и проходку стволов глубиной 300 метров и более - были огромными. Причем, без гарантии успеха. Что в свою очередь требовало привлечения больших капиталов.

В феврале 1893 года была создана компания «Rand Mines» с участием лондонских и парижских Ротшильдов. Небольшие пакеты акций получили американские горные инженеры, чиновники Трансвааля и Капской колонии.



Увеличение по клику

Родс, ставший в 1890-м году премьер-министром Капской колонии поначалу в золотой лихорадке активно не участвовал. Он представлял людей, чьи интересы были несколько шире. В 1889 году при содействии лондонских верхов и на основе De Beers была создана Британская Южно-Африканская компания -The British South Africa Company (BSAC), получившая Королевскую хартию по образцу Британской Ост-Индской компании.

Совет директоров компании представлял собой целое созвездие британской элиты.



Первыми директорами, помимо Родса, Бейта и прочей не очень высокородной шушеры, были четыре британских лорда.

Лорд Файф - Александр Дафф, 1-й герцог Файф, женатый на принцессе Луизе - дочери короля Эдуарда VII-го, и лорд Гиффорд - Эдрик Гиффорд, третий барон Гиффорд - бывший министр по делам колоний Австралии и Гибралтара



Сюда же вошел лорд Грей - Альберт Грей, 4-й граф Грей - бывший генерал-губернатор и вице-король Канады



Ну и вишней на торте , то есть, председателем был Джеймс Гамильтон - второй герцог Аберкорн, лорд Аберкорн, потомственный пэр.



Аберкорн начинал службу с главы британской дипломатической миссии в Дании. Потом занимал интимную должность Лорда опочивальни при принце Уэльском - будущем короле Эдуарде VII. В 1886 году был избран Великим Магистром Великой Ложи Ирландии, а в 1887 году возглавил Тайный совет Ирландии, занимая эти должности до самой смерти.



Кроме этого Аберкорн занимал при короле ещё одну высокую должность - Groom of the Stool (Groom of the King's Close Stool). Буквально переводится, как «придворный, ухаживающий за стульчаком (унитазом) короля».



Или по другому «придворный, ответственный за помощь королю в испражнении и омовении». Есть оказывается и такая почетная должность для британской аристократии. Как бы там ни было, занимающий должность Groom of the Stool был самым близким (куда уж ближе) придворным для английского монарха. Носителем самой тайной, интимной и конфиденциальной информации.

Компания получила свой герб, флаг, право аннексировать земли на юге Африки и содержать собственные войска.





Чувствуется образный ход мысли выпускников Оксфорда. Получился практически S.P.Q.R. Так сказать, новая империя, намеревающаяся обрести вечность. Стать такой же древней, как Рим.

Полный текст (в ЖЖ публикуется примерно 1/6 от объема) будет пока доступен только здесь
Previous post Next post
Up