Слабая вера

May 02, 2015 15:07

Не совсем мое дело, конечно, но...



Смелость города берет. А вера города строит. А слабая вера может города разрушать...

Последний год в религиозной жизни России прошел под знаком запретов. Где-то запретили "Тангейзера", где-то еще что-то, где-то с кого-то сорвали футболку, и каждый раз по этому поводу поднимается шум, и каждый раз в деле оказывается замешана церковь. Почему? Откуда у церкви такая навязчивая тяга запрещать? Только не говорите мне, что дело здесь в праведном гневе и нежелании мириться с богохульством. Оно, конечно, отчасти и так, но корень проблемы лежит гораздо глубже.

Про церковь я, конечно, неправильно сказал. Запрещает не церковь, а отдельные ее представители, которых, слава Богу, не так много. Вообще, большинству, пусть даже и верующим, обычно как-то поровну. Их вера не особо страдает от того, что где-то кто-то что-то показал, или нарисовал, или сказал. Но есть некоторые, настолько ранимые, что уж никак не могут смолчать. Почему?

Слабая вера - вот ответ. Такое поведение - типичная реакция неофита.

Разберемся. Когда человек только-только встает на путь религии и перед ним распахиваются двери в сокровищницу духа, первая реакция на это - своего рода эйфория, опьянение. Вайшнавский богослов Вишванатха Чакраварти Тхакур называл это состояние "утсаха-майи" - "подобием энтузиазма", восторгом новообращенного. Такой человек зачастую не в силах сдержать в себе этот восторг и часто пытается поделиться обретенным сокровищем с другими (иногда, увы, довольно навязчиво). И все бы ничего, но вера такого человека подобна замку, построенному на песке. Может казаться, что она велика, и даже очень, но по сути никакого основания, никакого фундамента, кроме того самого первого восторга, под ней нет. И малейший толчок способен ее разрушить.

А "толчки" начинаются уже скоро. Столкнувшись с непониманием окружающих, верующий с ужасом чувствует, как в его сердце начинают прокрадываться сомнения. Бог не дал людям абсолютного, 100%-ного доказательства своего существования. Он ценит свободу воли и хочет дать людям возможность самим, добровольно выбрать дорогу к Нему - не под давлением необходимости. Если б существовали такие доказательства, людям ничего б не оставалось, кроме как только стройными рядами идти в царство небесное. Но Богу не нужна "насильная" любовь. Поэтому он всегда оставляет людям место для сомнений.

Итак, неофит смутно осознает, что от этих сомнений начинает шататься такой прекрасный и казавшийся прочным замок. Что делать? Подавить их не получится. У сомнений такая природа: если с ними ничего не делать, они не затихают, а, скорее, наоборот - крепнут и набирают силу. И разум верующего начинает вопить (иногда неосознанно): "Спасите! Избавьте меня от сомнений! Скажите же, что я прав!"

Бороться с этим самому очень трудно. Нужна работа над собой. Нужно пройти след в след за теми, кто в прошлом благополучно миновал этот непростой этап духовной жизни: изучать опыт святых, практиковать аскезу, погружаться в богословие, вести чистый образ жизни. И заранее настроиться на то, что эта борьба затянется на годы и десятилетия.

Трудно? Очень трудно.

Особенно трудно, когда окружающие, вместо того, чтобы с восторгом присоединиться к человеку на избранном пути и прославлять его мудрый выбор, вдруг начинают смеяться и крутят пальцем у виска. Подземные толчки становятся совсем уж грозными. "Ну скажите же, что я прав! Я же не мог ошибиться!" - кричит испуганный разум.

И горе, если у такого сомневающегося неофита есть власть и влияние. Конечно, он не будет тратить десятилетия на то, чтобы укрепить веру, работая над собой и очищая свое сердце. Он пойдет по пути наименьшего сопротивления: будет стараться заставить поверить других. Гораздо же легче укрепиться в вере, когда все вокруг верят в то же самое! Вот и начинается: все должны верить так, как верю я, все должны одеваться так, как хочется мне, все должны говорить только то, что я хочу слышать. Этого хочет Сам Бог! И не дай бог вы посмеете сказать что-то против! (Шатается, шатается замок на песке!) Запретить!

Вот отсюда и берутся "Тангейзеры", срывания футболок и тому подобное. Слабая вера. Те, кто это делает - запрещает, срывает, требует сроков - обычные слабые новички на духовном пути. Которые толком еще не поверили в Бога и которым очень страшно оставаться наедине со своими сомнениями.

Бог поругаем не бывает - так, кажется, говорят христиане? Настоящий верующий, скорее всего, просто посочувствует "кощунникам" и будет молиться за них Богу, чтобы тот вернул разум этим неразумным детям. И уж, конечно, не будет сам с мазохистским упорством выискивать эти "оскорбления" специально, чтобы оскорбиться до глубины души а потом, используя рычаги власти, доказывать всем и самому себе свою правоту...

статьи, личное

Previous post Next post
Up