Недавно я ходила смотреть как реставрируют росписи в церкви Николая Чудотворца в Подкопаево, недалеко от метро Китай-Город. Интересно невероятно, получила массу впечатлений, упала с лесов, пообщалась с реставраторами и даже сама расчистила крыло ангела.
1.
В алтарной части вовсю идет расчитстка. Чтобы добратья до самого раннего сохранившегося слоя (1840-е годы) нужно убрать шесть более поздних слоев. В советское время в церкви была маленькая лаборатория какого-то НИИ и тогда стены регулярно красили зеленой краской прямо поверх всех росписей. С одной стороны, это, конечно, плохо, но с другой - все эти слои краски законсервировали саму роспись и только помогли ей сохранится до наших дней.
2.
Это тусклая, относительно поздняя роспись (примерно ревоюционного периода) под которой открывается мерцающий слой середины XIX века. Правда не везде - очень много утрат и участков где вообще ничего не сохранилось
3.
Цвета удивительные
4.
5. Фрагменты ангела. Это крыло я и расчищала - процесс очень медленный, скальпелем приходится убирать верхние слои буквально по миллиметру. А иногда вместе с верхними откалывается и сама роспись и тогда образуются утраты уже из-за моей неловкости.
6. Этого лика здесь скоро не будет
7. Тоже поздний фрагмент
8. А это вид из другой части предела где уже через месяц все будет готово. Чем занимаются святые я не очень поняла.
9. Это заключительный этап - тонировка. Когда уже все расчищено реставраторы сами восстанавливают недостающие участки. Так как сюжетов в церковной росписи не так уж и много, по сохранившимся фрагментам всегда можно определить что было изображено в остальных частях.
10.
11. Эта палка называется муштабель и служит упором для руки, чтобы она не тряслась когда нужно делать точные и тонкие мазки. Как их вообще можно делать в такой неудобной позе, в духоте, целые дни напролет сложно представить. Больше всего устаешь стоять в одной позе - меня еле хватило на 15 минут.
12.
13.
14. Трафареты для орнамента
15.
16. Еще меня поразило как реставраторы безошибочно ведут кистью прямую линию. Ровно, с такой легкостью, и с первого раза
17. Конец палки заматывают в мягкую тряпку, чтобы не повредить роспись
18.
19.
20.
21. Вообще у меня сложилось впечатление, что насколько волшебной и мерцающей выглядит расчищенная старая роспись, настолько плоской и вылизанной кажется та же роспись после реставрации. Но дело не в реставраторах, потому что они восстанавливают именно тот вид, который и был в XIX веке. Они просто убирают все трещинки, потертости, неоднородности, которые и создают волшебство. И даже как-то обидно.