Сходил вчера на сеанс фильма «Дракула».
Решил поделиться впечатлениями, так сказать, с пылу-жару.
Я смотрел немало фильмов на извечную вампирскую тематику, где главным негодяем был, собственно, Дракула, либо его исторический прототип Влад III Цепеш. Фильмы разных лет различались уровнем спецэффектов, проработанностью костюмов, постановкой сцен с драками, прыжками, и прочим экшном, который так или иначе будет в любом фильме про вампиров. Но сейчас хотелось бы обратить внимание на другой момент.
Сама идея фильма - показать жизнь Влада (при жизни еще не Цепеша) до того, как он стал вампиром, показать его как семьянина, политика, тот период жизни, когда он уже стал известен как правитель, но не как монстр.
Противостояние балканских государственных образований и Османской Империи - довольно интересная страница истории, которую можно изучать бесконечно. Турция, как любая страна, обладающая большим военным потенциалом, стремилась увеличить свою сферу влияния. Балканы служили своего рода заслоном Европы от турецкой экспансии, имели важное стратегическое значение. Во время турецко-балканского противостояния происходили вещи, характерные для любой войны практически в любой момент истории:
- Турции, как агрессору, была выгодна разобщенность балканских племен для более быстрых и продуктивных военных действий.
Соответственно, поссорить румынских вождей становилось главнейшей задачей султаната. Обостренные территориальные претензии, забытые обиды, интриги - обычный набор средств для такого рода деятельности. Неудивительно, что княжеству Влада III в фильме пришлось противостоять туркам в одиночку.
- Смешение культур и национальностей.
Противостояние, растянувшееся на несколько столетий настолько изменило культуру балканских народов, что даже сейчас, спустя огромное количество лет, следы турецкого влияния заметны как никогда: огромный процент жителей юго-восточных европейских стран - мусульмане, это притом, что религиозные центры христианского мира (Рим, Москва) намного ближе, чем та же Мекка.
И нельзя не отметить, что Балканы исторически - «пороховая бочка Европы». Если одной из стран необходим своего рода casus belli, то следует начать с происшествия где-нибудь в Сербии или Косово.
За примерами далеко ходить не нужно: убийство Франца-Фердинанда, ставшее формальным поводом к Первой Мировой Войне, территориальные претензии участников Первой Мировой Войны (Трансильвания, Воеводина) во многом послужившие катализатором начала Второй Мировой Войны, Югославские военные конфликты современного периода.
Собственно, к чему эта вся нудятина?
К тому, что тема, затронутая сценаристами фильма, весьма интересна в своей основе. Интересна и сложна. Она заставляет больше задуматься о событиях того исторического периода, ведь в школьном курсе истории этому уделяется лишь пара страниц.
Именно поэтому я ожидал большей реалистичности.
«В фильме про вампиров? Ха!» - ответите вы и будете отчасти правы. Да, в фильме про вампиров.
Все же литература и кинематограф приучили нас к тому, что процесс превращения человека в вампира довольно сложен, как физически, так и психологически, происходит перестройка всех моральных постулатов, подмена ценностей. Да и быть удельным князем - означало сидеть на нескольких стульях: угождать туркам, собирать дань со своих (да и себе в карман откладывать), быть в курсе всех проблем своего народа и ни с кем не ссориться.
И я полагал, что наложение этой самой перестройки на без того непростую психологию одного из балканских вождей того времени в итоге скрутит зрителя в тугой узел и заставит сопереживать главному герою в полной мере.
Однако, не заставило.
Княжество Валахия (а не Трансильвания) предстает зрителю в фильме чем-то вроде Рохана. Горы, поля, луга, народ, живущий в достатке за стенами крепости, огромные каменные бастионы которой сделали бы честь неприступнейшим цитаделям ведущих европейских стран того времени.
Однако, даже второстепенные и третьестепенные герои фильма носят кольчугу, железные кованые мечи, шлемы. Ребята из окружения Дракулы. Ага, как же. Валахия в ту пору - беднейшая страна. Горный рельеф и без того усублял ситуацию: пути сообщения сложны, мало полноценных пастбищ и полей, постоянные набеги турков, дань, после которой еле-еле остается зерна для засева на следующий год. Княжеской столицей в лучшем случае был бы деревянный острог с башнями, рвом и стенами из заостренных бревен. Как и княжеские покои, где вперемешку были бы слуги, собаки и скотина. Количество полноценных мечей можно было бы посчитать по пальцам рук: в лучшем случае была бы вооружена дружина, простолюдины обходились бы кольями, вилами и булыжниками. Однако, тут каждый персонаж экипирован так, что позавидовали бы и рыцари. И сцена в конце фильма, когда внезапно в монастыре обнаруживаются склады с оружием и доспехами. Бесспорно, в те времена каждый монастырь был крепостью, но, черт побери, это же просто несметные сокровища!
Остановимся же на самых главных моментах.
На пиру к князю Владу вламывается турецкая делегация и ведет себя предельно нагло. Даже с позиции сюзерена это перебор. В древние времена отношения гостя и хозяина во многих культурах почитались священными, независимо от их социального неравенства. Влад предлагает им получить причитающуюся дань: огромное количество свеженьких серебряных монет с собственным профилем на обороте. Деньги выглядят настолько свежо, ярко, создается ощущение, что Влад решился на дополнительную эмиссию денег с целью пошатнуть экономику султаната.
Гости заявляют, что кроме дани султан требует тысячу мальчиков для воспитания на службу в рядах янычар. Девширме, обычай забытый, но в те времена - совершенно обыкновенный.
Влад решает отказаться от столь заманчивого предложения, ведь ему пришлось бы отдать своего сына в заложники турецкому султану. Отчего-то эта перспектива его очень пугает, хотя он сам очень много времени в детстве провел в этом качестве (снова плюс сценаристам за такой малоизвестный и достоверный факт биографии Влада). В те времена обмен заложниками - был обычной практикой. И князь решает в одиночку порубать в капусту посольство, пришедшее забрать кровинушку. Причем делает это так, что обученные и доспешные турецкий воины (явно не «двоечники», их бы просто не послали) валятся как снопы.
Более недальновидного поступка правителя княжества сложно представить.
Причем, обычно дани предшествуют какие-то переговоры дипломатические, где стороны обговаривают размер дани, какие-то форс-мажорные обстоятельства, дополнительные налоги и сборы в виде мальчиков и прочее. И это все князь самолично утверждает, и должен быть главным гарантом выполнения этих обязательств.
Далее внезапно оказывается, что турки-де такого гадства не простят и собираются устроить карательную экспедицию (что вполне логично и обоснованно), а в Валахии воевать-то некому, три калеки, две чумы и какое-то чудище в горе, от которого Влад еле унес ноги в начале фильма.
И князь в одиночку скачет к этой горе, не снимая доспехов, без веревки и ледоруба залазит по отвесной стене (зато красный плащ на фоне мрачных гор эпично развевается) и идет внутрь в пещеру, дабы предаться злу в обмен на силу, чтобы защитить родную сторонушку.
В пещере его встречает злой вампир, который предлагает ему свою силу на три дня, а если еще и кровушки человеческой выпьешь - то и навечно. Что-то твердит о «Большой Игре Света и Тьмы», «пешках» и прочих непонятных князю штуках. Князь живо пьет кровь.
Тайвин Ланнистер, ага)))
Процесс превращения, мутации не блещет оригинальность. Обостренный слух, нюх, сверхсила и полет. И князь успевает к самой мякотке - его огромную крепость расстреливают турки, вокруг паника, крики. Он неспеша возвращается, обнимает жену, произносит пламенную речь, выдерживает театральную паузу и шагает навстречу тысячной армии турок. И уделывает всех до единого.
Да, анимация классная. Особенно, когда князь в каком-либо фехтовальном пируэта на долю секунды превращается в стаю летучих мышей. Понравилось, выглядит круто.
Затем возвращается в город, не забыв бросить шутку в стиле американских боевиков девяностых.
Что сделал бы нормальный человек, увидев, что их правитель одной левой уложил тысячу человек? Свалил бы КЕМ. Но это даже подвигом не воспринимается, еще бы, князь же во время пребывания в Турции наловчился кромсать крестоносцев не менее сотни за присест. Обычное дело.
Далее принимается стратегически правильное решение - пока не прислали стопиццоттысячное войско, надо бы спрятать население в труднодоступном горном монастыре.
А тысячу трупов повесим на кольях перед покинутой столицей. Ну это в том случае, если в столицу ни Влад, ни его подчиненные не собирались возвращаться. Тысяча трупов без погребения - это рассадник чумы, холеры, и прочей заразы, имя коей легион. Особенно в те времена. Видимо, таких вот огромных каменных замков у князя в рукавах немало припрятано.
Поток беженцев идет к монастырю. На них набигают злые янычары. Тут снова как бы вопрос.
Допустим, Влад уделал войско. Допустим, кто-то уцелел, уполз, по дороге собирая собственные кишки. Надо же послать весть в турецкий Генштаб! Либо лично доставить, либо голубем. Лучше голубем, а то в огорчении султан голову может гонцу отчекрыжить, а голубя не жалко. Должно пройти время, пока глупая птица долетит до султана, пока он прочитает сообщение, примет решение об операции возмездия, соберет стотысячную армию (как бы постоянно наготове такое сборище держать более, чем накладно), экипирует, двинется парадным маршем к несчастному горному монастырю. Путь идет через довольно высокие горы и перевалы, а надо же солдатиков и кормить, и обеспечивать, и в лесу деревьев нарубить, осадные машины соорудить для штурма, иначе и пробовать бессмысленно. Однако, султан оказался хитрее.
В это время монах монастыря деанонимизирует Влада, причем так довольно внезапно: Влад просто решил обойти освещенный участок, а ему уже предъявили обвинение в принадлежности к нечистой силе. Это ж надо стальными….коленями обладать, чтобы так вот внезапно и без оснований на князя меч наставить. Таких шерлоков в те времена учили веревочкой на худенькой шее.
Однако, народ ВНЕЗАПНО почуял-таки, что их князь неспроста намедни порубал тысячу народу в одно лицо. Решили князя сжечь. Но он выбрался и высказал, что он не обманывал своих избирателей, зачем-то помахивая оторванным обгорелым бревном. Видимо, чтобы лучше поняли и полюбили. Но потом жена его успокаивает, и князь идет неспешно планировать турецкий экстерминатус.
Времени, надо сказать, в обрез. Чтобы за ночь уделать сто тысяч обученных воинов с убер-боссом во главе, необходимо потрудиться даже вампиру. Вместо того, чтобы сразу после заката начать кровавую трансильванскую резню бензопилой, Влад о чем-то ностальгирует с супругой, смотрит на луну и, наверное, мечтает, когда все закончится, жить долго и счастливо. Внезапно вспоминает, что турки-то вон уже, за два дня добрались по ущелью. До рассвета остается мало времени.
Опять же. Турецкая армия марширует по узкому ущелью. Не надо быть гением войны, чтобы собрать 100-200 мужиков с кирками, да и подрубить несколько камней, чтобы в назначенное время весело похоронить турков под камнями. Например.
Но это все для дилетантов. Князь забирается на самую высокую башню (монастырь, оказывается, имел просто охренительную архитектуру!). Да-да. С портиками, коллонадами, башнями, которые совершенно не имели практического значения. В карпатской глуши. Итак, князь забирается, призывает огромное количество летучих мышей, и, черт побери, дерет турецкие полки в хвост и гриву. Сначала мышиным вихрем, потом самолично:
Ну и концепт-арт:
А тем временем, специальный отряд турецкого спецназа с черного хода пробирается в крепость (как у себя дома, ага, а монахи, видимо, ничего не знали), убивает несколько хороших дядек и собирается похитить сына и убить жену Влада. Князь, слегка обидевшись, в секунду прилетает обратно (попутно выяснив, что султан это не султан, а кто-то другой). Один турок, схватив сына Влада в охапку, убегает, второго князь, кажется убивает, пока жена висит над пропастью, зацепившись за порушенную князем плитку своими ноготками.
А султану тем временем уже приносят сына Влада. Медленновато как-то, пробежать в полном доспехе сквозь вражеский замок и добраться до повелителя с увесистым сопротивляющимся пацаном в охапку за пару-тройку минут….да, надо лучше готовить было своих людей султану, а то берут в спецназ кого ни попадя.
Потом она падает. Летит-летит, а за ней и Влад в полумышином обличьи. И не может никак ее достать, чтобы придержать. Пролетев без малого метров 150, княгиня падает со всего размаху о камни. Однако, она находит в себе силы поговорить с мужем, заставить его сделать правильный выбор и выпить ее крови. Ага. После такого падения руки-ноги должно было разбросать по всей Трансильвании-матушке, а оне еще и поговорить смогла.
Но солнце близко и надо решать. Кровь выпита, жена умерла, пора бы и месть совершать.
А поздняк. Всех уже турки убили, сожгли и изнасиловали. Ворвались в крепость, без каких-то осадных орудий, таранов и прочего. Видимо, защитникам надоело одиночество, и они открыли ворота.
Влад обращает в вампиров своих подданных, достает фамильные доспехи с красным драконом (доспехи сделали бы честь модельками из WoW или линейки, да и зачем вампиру с супер-способностями доспехи?) и грядет в силах тяжких вершить месть кровавую.
Стая вампиров сметает к чертям все воинство султана, а самого Влада ждет тяжкий поединок с главным обидчиком. Ворвавшись в шатер к нему, Влад обнаруживает, что султан рассыпал по полу серебряные монеты, которыми князь платил ему дань, и по потолку развесил мешочки с монетами на веревке, чтобы разрубать театрально во время поединка. Готовился, видать, ждал, предвидел. Да и вообще, что султан похож на Киркорова, что как бы еще сильнее мотивирует Влада убить противника.
Внезапно силы покидают Влада, султан мутузит его как тузик грелку и бьет по морде как вокзального бомжа. На глазах у сына. Влад падает на монеты, ему совсем хреново, султан неспешно выбирает кол поострее, дабы убить соперника, но в последний момент! Влад! Вспоминает слова сенсея, лицо матери, советы отца, землицу русскую, - нужное подчеркнуть, и за пару секунд превращает султана в бифшекс с кровью.
А снаружи - вампиры доели и допили все, что было, и захотели слопать и сына князя. Но на счастье, осененый крестом, прорывается монах и уводит сына Влада.
Влад же, понимая, что вампиром быть - по волчьи выть, разводит тучи руками (и в прошлое открывает дверь), и вампиры все сгорают от солнечного света.
Князь, как и положено капитану тонущего судна, долго и мучительно умирает последним.
Сын Влада стал правителем.
Влада оживил местный бродяга-проходимец, и ранее предлагавший ему свою кровь.
И вот уже современность. Лондон, кажется, идет красивый джентльмен, сэр Влад, встречает девушку, как две капли воды похожую на бывшую жену, даже стихи те же она любит. А за ним издалека наблюдает тот самый вампир, который обратил и Дракулу. Тоже в гражданском, что-то твердит про Игру и проче. Занавес.
Итого, минусы: огромное количество непроработанных должным образом второстепенных персонажей, отсутствие какой-либо действительно драматической концовки, непонятные отсылы и умолчания к какой-то Игре, всемирной Борьбе Бобра с Ослом, абсолютно нелепые декорации, костюмы, отсутствие логики в батальных сценах, отсутствие логики в действиях вооруженных формирований и самого Дракулы, отсутствие объективных причин для мести главного героя Влада султану.
Итого, плюсы: анимация красивая, да. Превращения в рой мышей и обратно, горы красивые, готишные, отсылы к биографии реального Цепеша.