"Золото Бунта или вниз по реке теснин" - первые впечатления.

Aug 25, 2014 13:38


Прочитал я недавно "Золото Бунта" Алексея Иванова. По-другому книга называется - "Вниз по реке теснин".
Читал я книгу долго, виной тому недостаток времени. Но все же в свободную минутку утыкался дома либо в бумажный экземпляр (да, не спорю,электронные книги удобнее, да и сам я периодчески использую либо телефон либо планшет для чтения, но книгу все же приобрел).
Хм, литературные пристрастия мои изысками не отличаются. С детства люблю фантастику и фэнтези: Гаррисон, Желязны, Толкиен, Пратчетт, Уэйс и Хикмэн. Много было книг в поселковой библиотеке.
Со студенчеством и работой я стал читать меньше. Именно литературы, никак не связанной с трудовыми обязанностями либо с учебой.
Однако, отвлеклись.
"Золото Бунта", значит.
События в книге происходят через несколько лет после Пугачевского восстания, волной прокатившегося по Уралу, на реке Чусовой. По реке с весны начинают плавать барки с товарами, спускаться до Камы, и внезапно на одном из бойцов (скала, далеко выдающаяся в реку) гибнет сплавщик. Опытный, мало что не лучший. И пропадает совсем.
И кто-то пускает слух, что сплавщик погиб не просто так, что он спрятал пугачевскую казну - клад, который собрал Пугачев после взятия нескольких городков на своем пути.
А сыну сплавщика остается одно: разобраться в этой тайне, чтобы обелить имя отца и свое (чтобы в дальнейшем так же работать сплавщиком).
За сим прекращаю пересказывать события в сюжете. Дальше будут только мои личные впечатления и отдельные эпизоды, которые без прочтения книги никак не могут служить спойлерами.



В книге довольно подробно описывается природа: река Чусовая, бойцы, притоки (на карте даже сверял), все очень подробно, ощущение, что автор несколько раз сплавлялся по реке, попутно записывая названия.
Я совершенно по-новому взглянул на Пугачевское восстание (до этого времени, каюсь, не уделял много внимания сему событию, планирую почитать о нем побольше). Понятно, на школьные учебники тоже не ориентировался, но было очень интересно читать о том влиянии, которое Пугачев (в книге часто - Пугач) оставил среди людей, проживавших в тех местах.
Я совершенно по-новому взглянул на религиозные толки. Кержаки, истяжельцы, никонианцы, двоеданы, скитники и прочие - я, конечно, знал об расколе церкви, но о том, что он породил такое огромное количество "толков", расслоил население на, фактически, совершенно разные культурные общности - прочитал с интересом. И поступки, на которые были готовы люди, чтобы только не отречься от своих взглядов - поджигали скиты вместе с собой, когда приходили солдаты, уходили в непролазные дебри, бросая нажитое.
И с удовольствием отмечал, насколько другими тогда были люди. Это проявлялось во всем: привычки, стиль разговора, построение диалогов, аргументация в споре, верования (домовые, лешие, кикиморы, бесы и "сатанаилы" - люди даже не верили в это, они знали, что эта нечисть существует, что она - неотъемлемая часть и жизни). И вера, конечно же.
Сам я себя к верующим не отношу. Но не могу не отметить, что, в отличие от современных верующих, чуть больше двухсот лет назад люди верили по-другому, без лицемерия, постоянно соблюдали молитвы, обряды, словно знали, что оно все тут, рядом, а не где-то далеко на небе.
Но объективно говоря, по-другому было как? Ведь описано много чего: ночевки в зимнем лесу при минус двадцать пять (хех, современному среднестатистическому туристу такое в голову даже не придет), путешествия по рекам и лесам, не имеющих названий без навигатора, постараться не сбиться с пути и выйти к людям, а иначе - смерть. Тогда роль сверхъестественной поддержки была огромна.
Честнее люди были по отношению к себе и другим. Да, в книге много предательства и вранья, но куда же без этого?
Магия. Естественно, одними только толками православное веры не ограничилось. Магия присутствует, но не в привычном ее понимании для российского читателя, испорченного фаерболами, огненными стрелами и заклятиями "изпоследнихсил". Магия здесь так же естественна, как и течение реки. И не нужно для этого учить слова заклятий и проводить обряды.
Причем это не магия уровня сотворить еды или огня. Все серьезнее и интереснее. Запутывание следов, дороги, сбить с пути погоню, напугать ночью солдат в избе так, что никому не захочется идти дальше, красть души, чтобы вернуть свою и прочее. И это без каких-либо ритуалов и объявлений по тексту. Все идет само собой, читается так естественно, что совершенно не удивляет, что вогульского (вогулы - коренные жители тех мест, до того, как туда пришли русские) шамана приходилось убивать трижды, как пришел поговорить призрак Пугачева без головы, как заговоренное ружье не стреляет в своего владельца, как десяток солдат уходят в лесное "мленье" (морок, наваждение), чтобы вечно там блуждать. Это не преподносится как подачка автора, когда любую ситуацию и проблему главного героя может разрешить метко брошенный из последних колдовских сил фаербол.
Быт. Быт чусовлян, которые зимой готовили барки к сплаву, работали на заводах. Весной - шли на сплав, возвращались домой. Быт коренных жителей, до сих пор проживающих в чумах, быт вольного люда, разбойников, быт монахов-скитников - все очень подробно описано.
Отдельно хочется выделить, что в книге с первой страницы идет очень активное использование слов, давно ушедших из нашего языка, или узкоспециализированных названий каких-либо инструментов, названий деревьев, элементов барки. А сносок ниже - нет. Есть отдельно список этих слов, где читатель может себе пояснить то или иное устаревшее выражение. Но самое интересное, что если не делать этого, то через некоторе время прочтения эти слова и сами станут понятны. То там, то там описано, и уже начинаешь сопоставлять признаки объекта с самим объектом. В этом плане лексикон произведения, конечно, приятно радует.
В общем, крайне советую по возможности прочесть данное произведение, поскольку оно довольно необычно, самобытно. Полезно будет интересующимся историей, полезно будет и верующим людям - почерпнуть из размышлений автора можно немало. Полезно будет и любителям природы (предсказуемо захотелось поехать на Чусовую следующим летом и совершить сплав по ней, благо экскурсий такого рода навалом, самому посмотреть на описанные скалы, бойцы, реки, леса, все это сопоставить с книжным представлением). И через некоторое время хочется еще раз прочесть книгу, чтобы замечать те нюансы и моменты, которые были важны для понимания развязки.

P.S.: других произведений писателя пока не читал, на очереди однозначно "Сердце Пармы".

размышления, литература, мимоходом

Previous post Next post
Up