Когда Викторию Токареву спросили, как там, в заграницах, она ответила:
- Там скучно.
- А у нас?
- Противно.
Сермяжный смысл этой хохмы я поняла, съездив с сыном в четырехдневный тур Финляндия-Швеция.
В 5 часов утра мы с Артемом вывалились на продуваемую всеми ветрами площадь Восстания в славном городе Санкт-Петербурге. В 5.30 мы должны были поехать в автобусный тур Финляндия-Швеция. Автобус отходил от гостиницы "Октябрьская", что на Лиговке. Петербуржцы и петербуржицы знают, о чем я говорю.
Подстава номер один явила себя еще на подступах. На искомом автобусе было написано "Финляндия-Швеция, 3 дня".
- Oops... - подумалось мне.
В автобусе было довольно мило, только обещанного в турагентстве автобусного туалета как-то вот не наблюдалось а Тема, собственно, ради него вообще туда и ехал. Прослушав краткую историю отношений России и Финляндии, гид, наконец, дала нам отдохнуть, и я пошло заснула, учитывая, что предыдущую неделю я не спала абсолютно. Ибо болел муж, Мышьюсимец, нервы и статья про то, каком возрасте лучше всего рожать.
... Где-то в районе российско-финской границы меня разбудил голос Темы:
- Уй-ё! Кто ж сюда столько булыжников натаскал?
Булыжников таки было. Нечеловеческих размеров нефритовые стержни гранитовые бульники хаотично громоздились по обоим сторонам дороги.
Кстати, я не упомянула о подставе номер два: турфирма не набрала группу на 4 дня, посему нас пристегнули в качестве бесплатного приложения к двум трехдневным группам. Туда мы ехали с группой московских школьников.
... На удивление быстро и легко прошли таможню. Ужасов, рассказываемых в турагентстве и собственно гидом Светланой, о том, как страшно шмонают на таможне, как придираются к визам, разрешениям на вывоз мусора детей и везомым в сумочке лекарственным препаратам, как-то не наблюдалось. При подъезде к финской границе я начала нервно разглядывать содержимое моего рюкзачка и для всякого опасения переложила аспирин поближе к сердцу. За лифчик.
... Если кто-то думает, что у меня проверили хоть что-то, окормя пачпорта, тот ошибается фатально. Не то что за лифчик - в рюкзак любопытствовать не полезли. Даже как-то обидно, честное пионерское.
Словом, обе границы мы миновали в течение часа. Говорят, рекордно короткие сроки. И вот мы преодолели сомнительный забор, гордо именуемый "границей" и оказались на территории бывшей Финской губернии.
... Уснуть обратно не удалось: Тема тряс меня и взвизгивал:
- Мама! Мама! Ну, смотри, сколько тут камней! Откуда они, камни эти?! Мама! Мама, а мы уже в Финляндии? Да? А честно?
И только после того, как я ткнула его носом в свой мобильник, где вместо привычной надписи "BeeLine" красовалось малопонятное "Sonera", мальчик расслабился, но камни его возбуждать не перестали. Пришлось рассказывать про ледник.
- А белки тут есть? - поинтересовался кто-то из школьников, прислушивавшихся к моей доморощенной лекции.
- Белки? Ну, должны быть?
- А орехи? - не успокаивался мой оппонент.
- Шишки. Еловые.
- Нет, если есть белки, то и орехи должны быть.
- В ледниковом периоде орехи тут повымерзли! - ничего умнее мне в тот момент не придумалось.
На этой патетической ноте меня застал звонок Сашки.
- Ты куда пропала? - обеспокоенно спросил он.
- Саш, вообще-то я в Финляндии.
- Ой! - ответил Сашка и отключился. Люблю я его все-таки. Нечеловеческой любовию.
... Самые первые впечатления от Финляндии Тему несколько шокировали. Во-первых, мальчик внезапно для себя обнаружил, что по-русски тут никто не понимает, а во-вторых, для мальчика было откровением, что мама умеет говорить по-аглицки, и ей даже отвечают! "Мам, ну ты даешь!" - сказал мой сын, и я немедленно возгордилась. Вообще, к третьему дню поездки я поймала себя на том, что пытаюсь объясниться по-аглицки с русскоязычным гидом, водителем и Темой, но об этом позже.
... Хельсинки. Пасхальная неделя. Церковь в скале.
Нечеловечески чистое небо, безветренная и солнечная погода, легкий морозец. Слишком легкий для мартовской Скандинавии. Интересная экскурсия. Честно говоря, страшно потрясают безлюдные улицы, даже в районе вокзала, белоснежные туалеты на вокзале и на бензозаправках и еда.
Ихняя финская еда произвела на меня неизгладимое впечатление. Может, конечно, я где-то не там искала, но когда нас после экскурсии по церквам и прочим достопримечательностям отправили в свободное плаванье по ленинским местам, и мне нужно было покормить ребенка, я обнаружила, что кормить этого самого ребенка, в сущности, нечем. В кафе подают исключительно омерзительнейший кофий, выпечку и ... ну, пусть будет бутерброды. Огромные ломти французского батона, напичканные разнообразной экзотикой: овощами, сыром, ветчиной, курой. Не то, чтобы Теме как-то особенно мечталось о борще, но в моем представлении обед должен был выглядеть несколько иначе.
Кроме своеобразной еды и чарующих звуков финской речи, страшно развлекали немногочисленные люди. Во-первых, складывалось ощущение, что в Хельсинки как-то особенно много представителей...ммм... нетрадиционной сексуальной ориентации. Да что там - ориентации! Я не всегда могла визуально определить пол реципиента! Вот идет себе ОНО. В зеленых волосах, странного покроя штанах и каком-то совдеповском малахае. Не вдруг и определишь - где у него сиськи. Во-вторых, многочисленные стремящиеся к здоровому образу жизни, быстрым шагом перемещающиеся по улицам города, вооружившись кроссовками и почему-то лыжными палками. В-третьих, фраппировал репертуар кинотеатров. В центре города я обнаружила рекламу фильмов, которые лично у нас прошли еще во времена Очаковские и покоренья Крыма.
Улицы чисты, как в лучшие годы в Прибалтике.
Все улыбаются, вежливые и услужливые до отвращения, и ме-е-е-е-е-едленно перемещаются по своей стране победившего социализма. Бегают только русские. На весь Хельсинки обнаружили одного нищего. ОДНОГО. И тот, по-моему, был кавказской национальности. Мандарины не раскупили, что ли?
Когда гид рассказывала про быт современной Финляндии, помимо экзотического способа остановки общественного транспорта, крайне странное впечатление произвела мысль о том, что в 18 лет родители считают свой родительский долг по отношению к чаду исполненным накорню (имеется в виду, разумеется, здоровое чадо) и берут с него арендную плату за проживание в их доме. А вообще после 18 лет жить с родителями считается неприличным.
И задумалась я тягостно. С одной стороны, может быть именно поэтому они живут куда лучше нас. А с другой, такие отношения лично мне кажутся настолько дикими. Тема как-то нервно взял меня за руку:
- Мам? А у нас с 18 лет тоже родители заставляют детей платить за жилье?
- Нет, Темочка. У нас этого нет.
- Слава Богу!
Ей-Богу, я бы не смогла. Менталитет-с другой-с. Неподходящий-с. Да-с.
... Возле кафедрального собора на Сенатской площади стоит памятник Александру II, даровавшему Финляндии конституцию.
Странное ощущение - наблюдать памятник русскому царю средь иностранных буков.
Худо-бедно покормив чадо чем Бог послал, поехали в Турку. По дороге посетили парк Сибелиуса, подивились на монумент.
Честно говоря, я не совсем поняла, за каким дрыном ездили на экскурсию многочисленные московские школьники. Если мой честно все слушал, разглядывал и задавал гиду УМНЫЕ вопросы, то они трепались, слушали музыку и спускали бешенные деньги на безделушки. Нет, я, конечно, допускаю, что мой Тема вел бы себя также, не будь рядом моего надзирающего ока, но раздражали дети страшно. Гид переживала, обещала ссадить всех вкупе с сопровождающими и пусть они до Турку добираются как хочут, но ребенок нонича ученый пошел, поэтому ни малейшего внимания на угрозы гида не обращал. И тут в дело вступила страшная я. Вспомнив про 5 лет педстажа, я сказала детям честно:
- Дети. Мы все понимаем, что никуда гид вас не ссадит и добираться пешком до Турку не придется. Но зато я могу дать в глаз. Больно. И самое главное - МНЕ за это ничего не будет.
Дети притихли. Выражение лица сидящего рядом Темы явственно говорило, мол, да, эта может. Поэтому дети вели себя паиньками все оставшееся время.
В Турку въехали уже ближе к вечеру, когда сильно похолодало. Гид торопилась, устала и экскурсия по древней столице получилась несколько скомканной.
А потом был паром.
Сфотографировать его нормально не удалось, во-первых, потому, что очень темно было, во-вторых, мешало здание вокзала, и в-третьих, устала я уже как-то. Уж очень длинный день получился. Пока паром подавали, подивилась на публику. Экскурсионных групп таки было, но еще больше было почему-то финнов (это я потом узнала - почему). Причем практически налегке. И с детьми/колясками/памперсами и коробочками.
... Паром произвел впечатление загнивающего капитализма. Там не было разве что птичьего молока. Маленькая, но аккуратная каюта, чистенькая и все такое.
... В общем, я еще очень "совок". Когда я обнаружила, что Теме полотенце выдали, а мне - нет, я почему-то решила, что при сдаче номера мне придется объяснять, что я не спиздила это самое полотенце. И я подалась на ресепшн, судорожно вспоминая, как же по-аглицки будет "полотенце". К стыду своему, не вспомнила.
- Do you speak Russian? - без особой надежды осведомилась я у ресепсионистки.
- Чуть-чуть! - ответила мне девушка, пряча глаза.
Угу.... Боюсь, ее "чуть-чуть" на "полотенце" не распространяется.
Дальнейшее было бы смешно, если бы не было так печально. Нет, фразу про то, что тиграм мяса не додали, я построила грамотно. Но слово "полотенце" в арсенале ресепсионистки - увы - отсутствовало. :( И я начала объяснять, что I want to take a shоwer. Но слова "вытираться" я тоже не знала, поэтому некоторое время совершала судорожные телодвижения, показывая, как я буду этот самый шауэр тэйкать, а потом клинить май боди. Глаза ресепсионистки остались на своем штатном месте, ибо она, вестимо, и не к такому привычная, а вот создавшаяся сзади очередь, жаждавшая махнуть не глядя евры на шведские кроны, гляделки-то повыронила. Наконец, титаническим движением мысли я вспомнила слово towel, и гордая своей победой пошла ужинать.
... На этом самом месте я поняла сразу несколько незалежных истин. Во-первых, шведский стол - это СТРАШНО. И не для русского человека. Тем паче, не для русского человека, родившегося под знаком Весов. Выбрать из предлагаемого набора было НЕВОЗМОЖНО. Попробовать все - тоже. Родившийся под знаком Водолея Тема не маялся проблемой выбора. Он жрал сосиски. Сосиски - это была вторая истина. Сыну не надо было оплачивать шведский стол. Ему надо было купить хот-дог, на чем и успокоиться. Кроме сосисок его интересовало мороженное, кока-кола в неограниченных количествах и огурцы-помидоры. Истина третья заключилась в Тайном Знании о том, почему гид так настойчиво упоминала некий мифический "крепкий алкоголь". К ужину предлагалось совершенно непивистое пиво (как я потом поняла, оно в Финляндии/Швеции все абсолютно непивистое) и сухое вино. Кстати, не надо пытаться выведать у меня, что я понимаю под словосочетанием "непивистое пиво". Езжайте в Скандинавию - и вы поймете, о чем я говорю. И тут на меня напала официантка, пытающаяся впарить мне "крепкий алкоголь".
- No, Thank you! - ответила вежливая я.
Тетя не понимала. :( Она не понимала, что делает на пароме женщина, если она при этом не алчет крепкого алкоголя.
- Russian vodka! - на всякий случай уточнила официантка, решив, что у меня с английским проблемы, и ardent drink в мой лексикон не входит.
Кстати, за ardent drink нужно доплачивать отдельно.
Заверив тетку, что рашн водки я могу купить на любом углу в любое время суток, я, наконец, была оставлена в обществе фруктового салата, где мы с Темой так и не смогли определить расовую принадлежность ингредиентов.
... Паром - это такой плавучий город. Чего там только нет! И магазины беспошлинной торговли Tax-Free, и казино, и кабаки на любой вкус, и бары, и дискотеки. Только вот как-то сил у нас не обнаружилось ни на то, ни на другое, ни на третье, ни тем паче на дискотеки, хотя до ужина Тема еще куда-то рвался.
Памятуя о том, что завтра вставать раньше петухов, да еще Швеция от Финляндии отличается на час в минус, мы завалились спать.
To be continued....