Предупрежу сразу, что если вы открыли этот пост, чтобы почитать про лазание, то его здесь нет. Для остальных рассказываю, как оно было...
Мы увидали короткое окно в два дня и решили им воспользоваться. В пятницу и субботу по прогнозу была приличная погода, и поэтому было решено слазать однодневный маршрут на 8-10 веревок.
В качестве подходящей горы был выбран El Mocho. Подход к нему не предполагает особого набора высоты. Сначала отличная тропа до озера, потом обход вдоль берега и наконец, легкий трекинг по леднику до ночевок Niponino. В субботу по хорошей погоде приятный пролаз, и возвращение назад. Так все выглядело в теории, но на практике совпал лишь первый пункт.
Итак, в четверг мы зашли к жандармам и в центр туризма, зарегистрировали наш маршрут и познакомились с броненосцем. Броненосец был сфотографирован со всех сторон. Особенно понравилась его способность закапываться в землю с бешеной скоростью.
В пятницу утром мы вышли на маршрут. Быстро добежали до озера, где встретились с попугами. Дальше мы шли вдоль правого берега покуда была тропа. К сожалению, она быстро сошла на нет. По ходу дела, нац. парк особо не парится состоянием троп для альпинистов. Только для тех, кто приехал сделать пару-тройку фоток.
Кое как, по мерзкой сыпухе мы спустились вниз, туда, где просматривался путь дальше на ледник. Но выходить на ледник было рано. Он сильно разорван и падает в озеро ледяными глыбами. Мы двинулись по правому борту долины, где ледник перемешан с мореной. Это отвратительное место, где видимость ограничена обычно 20-30 метрами, и угадывается только общее направление.
По краю долины мы шли довольно долго, но через пару часов решили выйти на ледник. Это тоже было не просто. Ледник сильно разрован и в этом месте прикрыт моренным чехлом рыжего цвета. Приходится петлять среди трещин, мучительно разыскивая путь.
Наконец мы вышли на рыжую часть ледника, и хоть скорость нашего движения возросла, легче не стало. Во-первых, ветер становился все сильнее, не думая спадать, как обещал прогноз. Во-вторых вечерело, и уже хотелось есть (а мы шли без обеда). Да и El Mocho приближался слишком медленно. В какой-то момент моренный чехол поредел, и лед стал практически чистым. По нему текли ручьи, проделывая промоины в разном направлении. Идти без кошек стало скользко. Мы решили уходить со льда, но тут как на зло, мой напарник провалился одной ногой в ледовую полынью и ударил коленку. Это было фиаско.
К счастью, колено он не сломал, а только ударил. Кое как мы сползли со льда, под все усиливающимся ветром. Дальше мы снова пошли по моренному чехлу вверх, но поскольку точного места положения стоянок Нипонино мы не знали, то проскочили их в начинающихся сумерках. Идти выше смысла уже не имело, и поэтому мы решили заночевать. На часах было около 10 часов вечера.
Фицрой раздуло, и он возвышался над нами красноватой в закатных лучах каменной громадой. Хорошо были видны все иглы с нашей стороны. Эль Мочо тоже раздуло, но над Сьеро-Торре по-прежнему висело облако. Поставить палатку на ветру без укрытия шансов было мало поэтому мы немного перекусив чаем и колбасой просто легли спать завернувшись в нее. Ночью было не слишком ветренно, но метров 20 в секунду порой задувало. Я спал в термобелье и спальнике, но под утро с меня сдуло край тента, и пришлось надеть теплую куртку. В целом же ночь прошла спокойно.
Под утро стало ясно, что прогноз не особо сбывается на нашей высоте. Возможно в Шальтене все было и лучше, но тут дул пронизывающий ветер и летела снежная крупа, а значит о восхождении можно было забыть. Мы собрали палатку, перекусили тунцом с пюре и пошли вниз, подгоняемые порывами ветра. На этот раз мы решили двигаться по границе "белого и рыжнего". Со стороны Фицроя морена имеет белый цвет, а со стороны Торре - рыжий. Мы старались придерживаться этой линии, и в целом получалось вполне успешно. Через час ходьбы мы увидели палку вбитую в тур, на палке развивался кусочек тряпки. Рядом обнаружилось несколько мест для палатки. Это и было долгожданное Niponino (координаты: -49.294,-73.0643)
Отсюда нужно идти еще несколько часов до озера. Двигаясь по границе двух сред мы постепенно спускались вниз. Под одним из камней мы нашли кусок обвязки, а потом и кошку Stubai. Хочется верить, что ее кто-то потерял, а не нашел свой печальный конец в этом месиве льда и камней.
Постепенно теплело, но ветер не ослабевал. Однако я смог снять пуховку и надеть гортекс. К сожалению где-то в часе ходьбы от озера я неудачно подвернул ногу и начал прихрамывать. Темп нашего движения замедлился. Вообще, те, кто со мной ходил знают, что я редко ругаю рельеф за излишнюю сложность и крутизну. Но здесь был какой-то адский хаос или хаотический ад. Камни совершенно не слежались. Да еще поверх крупных камней лежат мелкие, делая их скользкими. Что до подвижности крупных блоков, то нигде кроме Южного Муя я не видал столь подвижных сыпух. Ни Альпы, ни Кавказ ни тем более старые горы типа Урала этим не страдают.
Дойдя до озера мы решили выйти к тропе другим путем, не тем, что спускались, дабы миновать мерзкую сыпуху. Мы траверсировали склон вдоль озера, покуда это было возможно, а потом поднялись по руслу ручья метров на 100. Тут мы наконец встретили "фотографическую" тропу. По ней мы двинулись вдоль озера. Ветер все теплел, но и крепчал. Часам к 19 мы добрались до озера. Отсюда было два часа ходьбы до нашего кемпинга. Однако, большого смысла рваться туда (кроме скудности запасов еды) у нас не было. Мы решили переночевать в кемпинге, на берегу реки Фицройки, под клекот попугаев и шум реки. Заварив последний пакетик супа пополам с картофельным пюре и выпив чаю мы легли спать. Ночью было прохладно.
Утром мы не завтракая собрались и пошли к Шальтену. Нога ощутимо припухла и давала о себе знать. Несколько раз я пребольно спотыкался, но обошлось. На встречу нам валом валил народ, десятки человек из разных стран. Все рвались вверьх за своей порцией фото. На одной из точек для съемки внезапно развиднелось, и открылась Cerro Torre. Мы сделали несколько удачных фото вершины за все эти дни. Так или иначе, около 11 утра мы были на месте. В кепминге я схожу выпил пол-литра молока. Потом начал отпиваться чаем. Обезвоживние давало о себе знать. Перекусив мы сходили к рейнджерам и жандармам отметиться, а затем уже в итальянский ресторан - отведать стейка. Стейк оказался так себе, а вот напитки были хороши. Так закончилась наша бесславная попытка размяться на Эль Мочо.