А среди народов диких, нецивилизованных, со своим, особым путем развития, поначалу распространение имела и своя собственная система, состоявшая в том, чтобы тащить, все, что плохо лежит, и более ни о чем не беспокоиться. Просвещенные народы никак эту варварскую манеру не понимали и даже относились к ней вполне пренебрежительно: у них самих ведь отродясь такого слыхано не было, а если производился какой отъем чужой собственности, то исключительно по законам их Великой Системы, коих на этот счет имелось превеликое множество, и сопровождался он каждый раз многими по всей форме составленными документами, на хорошей бумаге и с печатями - и даже последняя сирота такой документ получала в утешение, совершенно на общих основаниях с президентом банка и даже - случалось - депутатом парламента: такое существовало цивилизованное равноправие и верховенство закона.
Однако, пренебрежение мало-помалу переходило и в некоторое изумление: как же это у них, и ныне диких, так получается, что тащат-тащат, безо всякого удержу и документов - а все что-то остается, и даже, по-видимому, прирастает. Ведь темные, грамоте нашей не знают, в хозяйстве у них упущения, на улицах беспорядок, грубые, хмурые, сами неопрятны, ни бороды ни подмышки не бреют и дух от них плохой; правда, и у нас в истории не всегда с этим хорошо бывало - но так ведь свое не пахнет. Что же это такое и как к нему относиться, когда даже из них самих некоторые, которые почище, пишут, что ни умом их систему не понять, ни аршином каким-то не измерить?! Видно, это есть их такая военная тайна - а что же еще?
Поймали мальчишку местного и стали по затылку его бить, да приговаривать: «Открой, открой нам, мальчик, нет ли у вас какой важной тайны?» - но сколько ни били, сколько ни допрашивали, плакал мальчишка, сопли по грязным щекам размазывал, но не сказал им тайны; а когда плюнули и отпустили, выяснилось, что он еще и мелочь из карманов у них по-тихому выгреб - ну что с ними такими поделаешь...
«Что это за страна? - воскликнули удивленные народы. - Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши на ходу подметки режут, а все еще остается много в ней: лесов, полей и рек, и белки, и соболя, и рыбы красной и белой, и каменьев драгоценных, и нефти, и газу, и деньгами значительные суммы - которые при этом в нашей Системе никак не задействованы и пользы не приносят!» И дали своим исследователям задание: досконально этот вопрос исследовать и представить на рассмотрение проект - как к этому вообще относиться и что, в частности, с этим делать. И финансирование выделили на это исследование - из денег налогоплательщиков.
Трудились исследователи, не покладая своих арифмометров, тридцать лет и три года, и наконец выкатили на большой, красиво украшенной лентами и кистями телеге свой проект, который гласил: параграф первый - относиться к предмету исследования следует как к Новому Вызову; параграф второй - вследствие положения параграфа первого, надобно идти к ним, шельмам, с мирной - или как пойдет - проповедью своей Системы - ибо она есть одна правильная и к общему счастию народов устремленная.
И были собраны со всего цивилизованного мира наилучшие проповедники, и снарядили их, и дали по презентации, и денег из финансирования - на представительские расходы, и отправили их - нести благую весть о Системе, ее чудесах и преимуществах. С великими трудностями и лишениями добирались они и по морю, и посуху, и воздушным сообщением в край варварский, необъятный и бесприютный - блуждая по бездорожью, продираясь через буреломы, увязая в снегу; многие так и сгинули навсегда в чужой немилой земле, кто от холода, кто от тоски, и многие, многие погибли от клыков медведей, бродящих по улицам городов варварских - так положив свои животы и самые жизни на алтарь просвещенного отечества, за свет и торжество его великого и могучего разума.
И пришли оставшиеся из них в живых к варварам; но, чтобы их сразу по дикому обычаю не употребили в пищу - или по какой еще другой статье расходов - представились, кто кем: кто научным работником, кто лицом духовного звания, кто артистом-лицедеем, кто добровольным помощником и защитником прав угнетенных животных. И сообразно каждый своему образу и подобию, кто как мог, стали проповедовать о Системе.
А когда изложили первые начала учения, коего посланцами они были, слушавшие их внимательно варвары, глядя им прямо в самые очи, и с добротою необычайной, нежностью даже, ответствовали так:
«Это вы нас врать, что ли, учить пришли? Так это, милые, мы и без вас умеем, мы не то что - мы сами себе умеем врать, да так, что после сами и верим».
«Вы нам лучше скажите-ка, какие там у вас такие биржевые показатели и доходности, и нельзя ли вам продать два ракетных крейсера за сто мильонов под видом металлолома - пионеры на двести лет вперед насобирали, девать некуда? Да и вот еще газу у нас купить не хотите ли?»
И с улыбкою добавили: «Вы часики-то свои обратно, так и быть, возьмите - нам они без надобности, привычка больше».
«Уау», - сказали тут все проповедники разом, и побежали отправлять беспроволочным телеграфом в свою Штаб-Квартиру сообщение следующего содержания:
«ТУЗЕМЦЫ ПОКОРЕНЫ ТЧК ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА ТЧК ОСТАЕМСЯ ТЧК ЗПТ СКОБКА».
Перевод с русского. Утро