Валерию Брюсову не было и 22-х лет, когда он в 1895 году опубликовал своё - без единого знака препинания -
однострочное стихотворение: О закрой свои бледные ноги
За два года до этого Брюсов записал в дневнике:
-----
"Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало.
Надо выбрать иное... Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство.
Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается,
и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя.
А этим вождём буду Я! Да, Я!"
------
Ему было мало медленного успеха.
Но при этом он и сам не ожидал, что одна опубликованная строка станет литературной "бомбой".
И он, что называется, проснётся знаменитым...
Литературовед Ю.Н.Тынянов (1894-1943) писал, что всех тогда интересовало первым делом - почему одна строка?
А уже потом - что это за ноги?
Из литературного зала кричали - давай подробности! Почему одна строка?
Пустили слух, что Брюсов пишет поэму про Иуду и что это реакция Иуды, увидевшего распятого Христа...
И остро ощутившего своё предательство...
Слухи про поэму и Иуду не подтвердились.
Но при этом Брюсов насчёт "чьи ноги"?! отмалчивался.
На все предположения не отвечал ни да, ни нет, чем ещё больше подогревал интерес.
Все его пояснения касались только формы, а не содержания.
А по поводу формы он восклицал - "отдельно взятый стих прекрасен!"
(это из письма В.Я.Брюсова к своему другу, издателю и публицисту П.П.Перцову).
Вот, мол, однострочное стихотворение, наслаждайтесь.
Брюсов на портрете Врубеля, 1906 год.
Брюсов тут уже мэтр, апостол символизма.
Он на людях держал себя именно так:
чёрный сюртук, наглухо застёгнутый, прямая спина, скрещенные на груди руки - абсолютно закрыт:
Годы спустя, когда Брюсов стал мэтром советской литературы
и когда все его записные книжки после смерти изучались и сверялись, нашли автограф этой строки.
Только автограф отличался от опубликованной строки.
Исследователи творчества Брюсова пришли к выводу, что Брюсов работал над каким-то переводом.
И в этом переводе начало было - "Обнажи свои бледные ноги".
В черновиках слово "обнажи" было зачёркнуто и сверху написано "протяни"...
Варианта с "о закрой" в черновиках не было.
Перевод переводом, но на подходе был выход сборника "Русские символисты" -
Брюсов был одним из авторов сборника.
Так что, похоже, ему просто нужно было срочно сдать свои стихи в сборник.
Тогда и сдал в печать одну единственную строку -
только смысл поменял на противоположный - не "обнажи", а "О закрой свои бледные ноги"
Ибо иначе простудишься...
В литературной среде той поры были слышны не только восторги по поводу новаторства Брюсова.
Критики тоже было немало.
Сам Владимир Сергеевич Соловьёв(1853-1900), философ и публицист, певец "вечной женственности",
написал разгромную критическую статью со своими пародиями на ранних декадентов.
Вот В.С.Соловьёв на портрете 1892 года, художник Н.А. Ярошенко:
Не обошёл В.С.Соловьёв особым вниманием и О закрой свои бледные ноги
Та критическая статья В.С.Соловьёва заканчивалась язвительным замечанием -
-------------
"Этот совет Брюсова, обращённый очевидно к особе, страдающей малокровием,
есть самое осмысленное произведение всей символической литературы,
не только русской, но и иностранной..
Однако, для полной ясности следовало бы, пожалуй, прибавить: "ибо иначе простудишься"..."
-------------
"Портрет Брюсова в синем пиджаке", 1913 год, художник С.В.Малютин (1859-1937)
Брюсов умер от воспаления лёгких в 1924 году в возрасте 50-ти лет.
Из всех своих портретов, он больше всего любил свой портрет углем - от Врубеля.
После смерти Врубеля писал:
- "После этого портрета мне другого не нужно.
И я часто говорю полушутя, что всю жизнь стараюсь остаться похожим на этот портрет, сделанный Врубелем"
Картины и фото - из своб. источников