В этот день 22 ноября 1928 года впервые было исполнено "Болеро" Равеля.
А написал "Болеро" Морис Равель по просьбе танцовщицы Иды Рубинштейн, за что ей большое спасибо.
В её театре "Болеро" и прозвучало впервые во время танца на сцене
и с тех пор вот уже 96 лет - "Болеро" одно из самых известных и исполняемых музыкальных произведений.
Так что самое время вспомнить самый известный портрет Иды Рубинштейн,
который постарше "Болеро" на 18 лет...
Валентин Серов увидел Иду Рубинштейн на сцене - в 1910 году в Париже.
Итальянский поэт Габриэле д'Аннунцио, увидев впервые Иду на сцене,
загорелся идеей написать что-нибудь особенное для Иды Рубинштей.
И создал - пьесу-мистерию "Мученичество святого Себастьяна" (музыку написал Дебюсси).
Вот эскиз Бакста к первой постановке мистерии:
И первая же постановка "Мученичества святого Себастьяна" вызвала дикий скандал: сам архиепископ Парижа требовал немедленно запретить!
Ибо великого католического святого на сцене изображала мало того, что женщина (полуобнажённая),
так ещё и еврейка.
А русский живописец Валентин Серов, впервые увидев Иду Рубинштейн на сцене, немдленно решил написать её портрет!
И написал!
И получил по полной от прессы.
Да от прессы ладно бы - и от собратьев-художников получил.
Репин называл портрет "гальванизированным трупом",
Суриков - "безобразием",
звучали реплики про "самый неудачный портрет мастера", про "уродство" и "декадентство"...
Сам 46-летний Серов говорил про весь шум вокруг этого портрета: -
"Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе - скандалист".
К сожалению, вскоре Серов умер от приступа стенокардии (в ноябре 1911 года).
И очень скоро после смерти художника "Портрет Иды Рубинштейн" перешёл в разряд - "последний шедевр мастера"...
И портрет стали определять как "классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка"...