27.07.2013 В Пхеньяне состоялся парад в честь 60-й годовщины Победы в Отечественной освободительной войне.
Я думаю, что все видели телерепортажи и отсутствие здесь фотографий не будет потерей.
Я бы назвал парад «Арираном-2»: те же десятки тысяч участников, те же массовые сцены, музыка, движение везде и всюду. Разница только в том, что пиксели взрослые, а часть участников - на танках, БТР, тягачах и прочих транспортных средствах, включая летающие.
Практически во всех репортажах и заметках на тему этого парада, которые мне довелось увидеть уже после возвращения в Россию, отдельно отмечено, что КНДР продемонстрировала свои беспилотники, но только на тягачах, т.е., не в рабочем состоянии. Некоторые материалы даже были посвящены именно этому моменту. При всём уважении к авторам надо бы заметить, что ни один парад ни в одной стране мира не включает в свою программу полёты такой техники, и причин для этого достаточно - от необходимости обеспечения соответствующих условий и технической базы до отсутствия зрелищности. Дроны среднего класса, показанные в Пхеньяне, имеют крейсерскую скорость в районе 400 км/ч, простой пролёт одного аппарата над площадью выглядел бы как «в-в-в-у-х!» и ничего больше, никто бы ничего не разглядел, а слаженные действия группы БПЛА в тройке-четвёрке-пятерке с выполнением красочного действа на сегодня являются научной фантастикой, т.к. требуют отдельных специальных разработок конкретно под эту цель, а на эту тему никто не заморачивается.
Иные летательные аппараты, состоящие на вооружении Корейской Народной Армии, были представлены, можно сказать, во всей красе. Изделия КБ Микояна титула 29 изобразили в небе флаг КНДР, разойдясь веером, милевские Ми-8 пронесли флаги над площадью, какие-то мелкие вертолёты неизвестной мне серии совершили аж три захода над толпой. Словом, парад удался и на земле, и в небе.
Что хотелось бы отметить?
Мы прибыли за два часа до начала. Пока гостевые трибуны были пусты, я воспользовался свободой передвижения и пошёл изучать здание за-под трибунами. Все стандартно для сооружений, которые используются редко и в теплое время года: минимум отопительных приборов, «холодные» двери, камень, пустота коридоров и казённая чистота. Пока я коротал время в разглядывании потоков многочисленных гостей, они постепенно заполнили места. Взглянув на плотные ряды зрителей, я оставил мысль о том, чтобы пробраться к своему месту по приглашению, о чём впоследствии ничуть не пожалел.
Мне удалось занять позицию на возвышении над основным сектором. С моего импровизированного места открывалась неплохая панорама всей площади, виды на проспект в обе стороны: откуда участники праздника входили на площадь и куда покидали. Кроме того, прямо за моим возвышением лежала естественная тень, в которой я несколько раз спасался от палящего солнца, не прерывая наблюдения за парадом и демонстрацией.
В отсутствии комментариев парад всегда выглядит почти монотонным движением людской милитаризированной реки под звуки маршей: хаки наземных сил сменяются синью мундиров лётчиков, которые потом уступают место почти чёрным курткам моряков… Пхеньянский парад очень сильно оживляют пиксели, которые на площади им. Ким Ир Сена собирают всяческие изображения, лозунги и прочие живописности. После «Ариран» слаженность действий пикселов не удивляет, а видится закономерной, в исполнении северокорейцев даже обыденной и такой же ясной, как фанатичные восторги в толпе демонстрантов при виде молодого вождя. Граждане КНДР приветствуют Ким Чен Ына неистово, как-то беспредельно… Это, конечно, поначалу режет глаз, но с приходом понимания, что эмоции эти, как ни странно, искренни, вы удивительным образом приходите к тому, что общая картина вызывающе гармонична: есть мощь техники, к ней прилагаются верные воины, народ, готовый встать как один за свою Родину, и лидер, авторитет которого непререкаем, человек, которого в чём-то боготворят.
Перечитал написанное выше… Прямо панегирик какой-то… Но ничего стирать, удалять или править не буду. Это их, северокорейская, жизнь. Такая, какой я её увидел на параде. Можно бесконечно рассуждать, правильно или нет они живут, можно даже осуждать, как делают очень и очень многие, но, как мы уже отмечали в нашем фильме, Северная Корея - объективная реальность, данная нам в субъективных ощущениях.
Тот, кто попадает в КНДР, всегда приходит к мысли о мощности местной пропаганды. Все эти портреты, постоянное упоминание и поклонение, лозунги и словесные трафареты, въевшиеся в повседневную речь, воздействуют сильно, очень часто вызывают сопротивление, отторжение у людей извне. Я и сам, будучи в КНДР в первый раз в 1990-м, пропитанный пьянящим духом перестройки (задумался, с прописной или строчной писать это слово…), подлавливал северокорейцев, как мне тогда казалось, очень уместно, на всяких моментах. Помнится, при посещении Университета им. Ким Ир Сена нас привели в аудиторию философского факультета. Шёл семинар, студенты что-то писали в своих тетрадках, преподаватель у исписанной доски, как говорится, просвещал. Когда все вновь присели после приветствия, мне было предложено пообщаться со студентами… Я, в общем-то, знал, что они будут говорить, но интерес победил...
- Кто ответит, что является главным вопросом философии?
После короткой заминки мы дали слово студенту, первому поднявшему руку.
- Основной идеей философии чучхе…, - начал парень.
- Стоп, подождите, чучхе - это ваша отдельно взятая философия, а меня интересует мировой подход.
- Чучхе, - продолжил парень, - определяет основной ценностью…
После недолгих упражнений «вопрос - ответ» мы всё-таки пришли к материи и сознанию. Но, конечно, не без налёта чучхе… Этот случай, как видите, запомнился мне, потому что подтолкнул к самым разным размышлениям. Пожалуй, можно определить несколько этапов, через которые прошло моё осмысление от неприятия, отторжения до вдумчивости стороннего наблюдателя. То, что все мои попытки внести сумятицу, заставить как-то по-моему смотреть на всё, на их жизнь, то, что все те мои порывы были попросту смешны, я понял гораздо позже. Их взгляды, их менталитет впитаны, как говорится, с молоком матери, забетонированы всепроникающей пропагандой и не могут быть сметены в одночасье.
Говоря о пропаганде, надо обращать внимание на качество. КНДР переняла в этом плане лучшее из того, что было в СССР. Россия в пылу «демократизации» потеряла советские наработки, ушла в рынок даже в продвижении национальной идеи. Косолапые попытки вовлечь россиян в государственный процесс целиком и полностью держатся на деньгах, так же, как и проталкивание нужных власти «выборных» кандидатов. Разве есть люди, которые сомневались, что Путин станет президентом? Кто сомневается, что Собянин будет мэром Москвы? Разве те скоропалительные бешеные вливания денег в Москву, оживление программ, заложенных ещё при Лужкове, не определяют однозначно и.о. будущим градоначальником? Зачем Собянину дебаты, листовки, плакаты, если за него говорят миллиарды долларов «улучшения» жизни в Москве??? Рядом с этой вакханалией прособянинских денежных потоков и танцев вокруг Навального остаётся только с горечью констатировать, что в жжшечках, твиттерах и прочих виртуальных проявлениях народной мысли почти нет места трагедии, которая сейчас происходит на нашем Дальнем Востоке. И получается, что Хабаровский край был затоплен дважды - сперва в воде, затем в равнодушии большинства. Равнодушие - непозволительная роскошь для власти, будь это с её стороны, будь это с её попустительства. Но это - так, заметки на полях…
Парад в Пхеньяне - акт пропаганды. Неотъемлемый и постоянный, как смена времён года. Ни голод, ни наводнения, ни другие катаклизмы не могут отменить парады. Они продуманы до мелочей, умело поставлены, отменно организованы. Я обратил внимание на то, что перед проездом по площади, разворачиваясь, из строя выбывают некоторые машины: это резерв, который призван заменять внезапно отказавшие. Техника есть техника, бывает всё, а в праздничном движении воинских частей сбоев быть не должно. Кто-то скажет, что это перестраховка, но, наверно, это всё-таки предусмотрительность, ведь это действо не на показ на весь мир, это прежде всего для своих граждан.
Вы помните, что в России были перерывы в парадах на 9 Мая? Вы знаете, что не каждый российский школьник может ответить на вопросы о нашей Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.? Разве это не связанные вещи?
В коридорах парадных трибун я некоторое время простоял в окружении африканских офицеров. Замбия, Конго, Кения, Мавритания, Зимбабве, Мозамбик и др. … Все эти страны, по некоторым данным, закупают оружие у КНДР. Так это или нет, но они явно были почётными гостями. Приезд каждой делегации обязательно освещался во всех северокорейских СМИ, лишний раз подчёркивался повод и состав уважаемых. Достаточно многочисленной была вьетнамская делегация, которая встретилась нам на Выставке вооружений Корейской Народной Армии.
Как и положено, Выставка вооружений КНА - объект покрытый завесой секретности. И пусть эта завеса состоит из лёгкого дыма, который сдувается первым же посещением, но законы жанра требуют. Видео- и фото- съемка запрещены, на входе вас обыщут, отберут на время всё, что как бы может навредить: камеры, зажигалки, спички, сигареты, электронные девайсы и всё, что на них похоже. Ступая на землю Выставки, вы входите в новые владения пропаганды: после прохода по безоговорочно стерильной территории вас ждёт центральное здание с образцами северокорейского вооружения, где каждый посетитель лишний раз убеждается в мощи советского оборонпрома: подавляющая часть оружия КНДР имеет российские корни. В образах пушек, автомобилей, БТР, БМП, танков и прочих смертоносных изделий угадываются гены советской инженерной мысли. Во многих случаях надписи «Урал», «ЗиЛ», «КамАЗ», «Цель», «Захват цели», «Закрепить», «Пуск» и др. прямо указывают на родину оружия. Практически весь экспонируемый арсенал КНА представлен в натуральную величину. Танки, самоходные артиллерийские установки, системы залпового огня (типа «Град») украшают центральный зал на первом этаже. Расположение всего этого добра в замкнутом помещении психологически увеличивает размеры экспонатов. Конечно, все эти штуки можно увидеть на параде, но только здесь вы сможете ознакомиться с тактико-техническими характеристиками и рассмотреть детали. На улице под аккуратными навесами представлены катера, пушки танки, которые не поместились в здании.
Запомнился-отметился короткий диалог гостя из Шри-Ланки и его переводчицы.
- Это Калашников-47! - шри-ланкиец обрадовался, увидев в витрине автомат, знакомый всему миру.
- Нет, это наш (какое-то корейское название) автомат! - парирует переводчица.
К единому мнению они так и не пришли… Мой внимательный осмотр подтвердил правоту шри-ланкийца. Но, к слову сказать, про расположенные рядом вариации на тему АК, включая хромированные, девушка не ошиблась - КНДР преуспела в репликах на самое известное стрелковое оружие в мире.
В отдельной крохотной комнатке установлены кресло, приборная доска, приборы управления авионикой МиГ-29. Теоретически, вы можете совершить виртуальный полёт, глядя на компьютерный монитор, подключенный к установленному здесь же системному блоку. Радует, что ручка, рычаги тяги, педали - всё аутентичное, а не пластиковые джойстики… Огорчило, что на момент моего присутствия система не работала и меня попросили из кресла…
Сюрпризом на Выставке стал паровозик, который переносит гостей из павильона вооружения КНА в павильон «Вооружение армий мира». Откровенно диснеевский, так сказать, вариант с маленькими открытыми вагончиками и яркими деталями, казалось бы, не вписывается в тему, и вообще противоречит северокорейским установкам. Но всё не так прямолинейно, чуть позже в следующих материалах я дам более широкое объяснение на эту тему…
В павильоне «Вооружение армий мира» вас встречает обширная коллекция стрелкового оружия конца XIX - всего XX века. Если не стремиться понять идею, которая под этим лежит, то эта часть видится этаким экскурсом в историю. По пандусу посетители поднимаются на второй этаж, который изобилует макетами боевых машин стран НАТО, американских авианосцев и т.д. Количество и качество моделей очень и очень впечатляют. Собственно, именно после посещения этого раздела Выставки я задумался о том, что Северной Корее можно отдать первое место в мире моделестроения.
Покидая Выставку вооружений КНА, я улыбался, потому что куда там американскому авианосцу «Нимитц» биться с северокорейскими моряками, если он со всеми деталями короче любого ствола северокорейского патрульного катера? Разве может F-16 с размахом крыльев 60 см поразить МиГ-29? А что эти пятизарядные ружья против АК-47 (или какое там у него корейское имя)? Северокорейский танк одной гусеницей разотрёт в пыль любого НАТОвского собрата из соседнего павильона…
И детский паровозик везёт вас по узкоколейке, загодя готовя к тому, что вы увидите маленький несерьёзный мир вражеского оружия…
На то, чтобы все граждане КНДР посетили Выставку вооружений КНА, уйдет несколько лет. Парад в День победы видят все. Воочию или по телевизору - неважно. Важно, что каждый северокореец каждый год видит мощь брони и сплочённость рядов военного парада. И каждый готов защищать свою Родину, потому что уверен в победе. Пусть эта их уверенность граничит с безумием, но вызывает уважение твёрдость, с которой они безоговорочно верят в себя.
Наше оружие лучше. Но так ли мы уверены в победе, если что?