Oct 18, 2013 17:12
В дверь моей квартиры, прося впустить, билась Янка. Янка - моя приятельница и соседка по лестничной площадке. Красивая, с интеллигентной и уважаемой в обществе профессией, она искренне верила в традиционные семейные ценности: мужа-защитника, женщину-хранительницу и ребёнка как долг перед отечеством. И именно образ защитника - с оружием и в форме - повёл её под венец с невзрачным и не приносящим денег мужчиной, служившем в полувоенной структуре.
Сидя на кухне, она утирала слезы и говорила, что хорошее дело браком не назовут. Оказывается, пьяный муж в очередном порыве беспочвенной ревности набросился на неё с ножом. Просидела Янка до позднего вечера, пока не пришли её родители и не вызвали милицию. Заявление не хотели принимать, поскольку считали, что всё равно заберёт.На следующий день Янка забрала заявление (несмотря на то, что этот тип еще и изменял ей), вечером просила у председателя ЖСК хорошую характеристику для мужа. Не знаю, чем бы закончилось всё это, если бы её родители не заставили развестись. Это была не последняя в моей жизни подобная история. И каждый раз жертва, битая по лицу, выгнанная из собственного же дома и униженная, твердила: "Он хороший", так внятно и не поясняя, чем же. Сетевые теоретики и юные адепты сильных личностей винят во всём жертву: где были её мозги, почему она просто не может избавиться от мучителя. Здоровый человек - может дать отпор, а у таких воля к сопротивлению заглушена декоктом из выученной беспомощности, страха осуждения и одиночества, боязни мести агрессора и воспитанной в семье гиперответственности. Изменяет, лжёт, использует и плюёт в душу? Это не он плохой, это я навоображала себе, это во мне проблема. Причём чем интеллигентней и воспитанней человек, тем чаще такое случается. А тот, кто попытается открыть глаза на ситуацию или предложит единственно верное, хотя и радикальное решение, запишут в виновники и причину бед семьи - не со зла, а потому, что жертве надо найти виновного, а агрессор - “хороший”. Поэтому же многократно обманутая жена в истерике строчит СМС с проклятьями и угрозами каждой любовнице мужа, не понимая, что отношения на стороне - выбор её благоверного.
В итоге жертва вернётся к мучителю, а незадачливого друга ждёт либо истерика с разрывом отношений, либо долгая демонстративная обида. Причем жертва не понимает, что сама по большому счёту оставляет себя в одиночестве, для неё “он хороший”, а остальные - ресурс для помощи и сочувствия. И часто когда она понимает, что тот самый край настал, впереди - клиника неврозов и надо уходить, с ней рядом не оказывается никого. Отогнала, оттолкнула.
Нужно иметь очень большое влияние на жертву, чтобы она хоть как-то прислушалась. Янке повезло, у неё были любящие родители, сейчас она второй раз (надеюсь, счастливо) замужем. Не могу точно сказать, сейчас мы живём в разных концах города и давно не пересекались.
И именно поэтому чисто эмоционально я понимаю полицейских, отказывающихся принимать заявление: кому нужна истерика с обвинениями на пустом месте. Но оправдать не могу - хотя бы потому, что хоть одна из тысячи жертв найдёт в себе силы разорвать унижающие её отношения. Остальным же остаётся только кивать и выслушивать: сейчас помочь вы не сможете, но хоть будете в курсе, когда помощь понадобится.
PS. Имя девушки изменено, поскольку нет у меня желания выносить грязное бельё на публику.
life