Как начать фотографировать на пленку? Выбор камеры, пленки, этапы съемки.

Dec 02, 2017 19:52



В этой статье я решил собрать все мои знания, которые могут вам помочь начать фотографировать на пленку. Мы все разберем по полочкам: актуальность и преимущества пленки, выбор фотоаппарата, плёнки, непосредственно процесс съемки, последующие действия. Здесь нет никаких терминов без их объяснения, то есть этот текст будет понятен даже людям, которые никогда не занимались съемкой, хотя обладание базовыми знаниями о фотографии будет полезно.


Мой личный опыт

Так сложилось, что моё знакомство с серьезной фотографией случилось благодаря пленке. Я просто фотографировал  с 2010 года, когда мне купили первую мыльницу «point and shoot»  Canon A1100, помимо неё я еще использовал Nokia N73, но, эти два аппарата, к сожалению, имели практически все автоматические настройки, что часто являлось проблемой. Весной 2013 благодаря подруге я узнал про советские фотоаппараты, да и про пленку вообще. Эта тема меня серьезно поглотила и я начал искать, где бы купить себе такой аппарат и как им вообще пользоваться. В итоге через Интернет я приобрел Зенит 11. Потом было много разных объективов, плёнок, съемок. Мои друзья меня поддерживали в этом. Однажды мне подарили Nikon N8008 - отличный пленочный фотоаппарат, это уже был другой этап. И сколько бы я не ругал пленку за ее неэргономичность, каждый раз возвращаясь на нее я получаю огромное удовольствие. Сделал кадр, а воображение представляет, что же выйдет из него в итоге.

Актуальность и достоинства. Почему многие бредят пленкой?

Почему же пленка до сих пор не забыта, более того, она вновь сыскала популярность  в наш цифровой, ХХI век? Почему многие фотографы не отказались от пленки полностью? Этому есть свои объяснения, и вот некоторые из них:
·        Фотопленка, в виду своей природы, способна продемонстрировать больший динамический диапазон (оттенков цвета, теней и полутеней), может иметь неповторимое и всегда уникальное «зерно», разнообразные засветы, то есть, казалось бы, это есть недостатки пленки, но они добавляют фотографии художественности.
·        Возможность снимать на полный кадр 36х24 мм - а это больше информации, которое способна принять матрица (пленка), возможсноть использования сверхширокоугольных объективов. Больше всего зрителю полный кадр заметен  меньшим размером ГРИП, при сопоставимых значениях фокусного расстояния с кроп-матрицей (24х16 мм). Это значит, что при одинаковом фокусном расстоянии, размытость фона (бокэ) у фотоаппарата с полным кадром будет больше, чем с фотоаппарата с кроп-сенсором.
·        Поскольку, матрица пленочного фотоаппарата это пленка, то меняя ее, есть возможность подстраиваться под определенные задачи - и в итоге получать одним комплектом техники отличающиеся друг от друга портреты или пейзажи.
·        Практикуйте мульти экспозицию! Во многих фотоаппаратах можно перематывание уже проэкспонированного (использованного) кадра обратно, что бы «засветить» его еще раз. При умелом пользовании это позволяет получить очень художественные, необычные фотографии.
·        Пробуйте фотографировать на длинной выдержке (Bulb, буква В на колесике режимов). В отличие от цифровых матриц, которые на длинных выдержках (от 30 сек) могут добавлять в изображение некоторое количество шумов, то на пленке откройте затвор хоть на полчаса - ей то ничего не будет, да и затвор будет в порядке. Это позволяет делать красивые ночные фотографии или startrails - съемку движения звезд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что пленка ценится предже всего своим неповторимым аналоговым «рисунком», которой до сих пор не в состоянии повторить самые дорогие цифровые зеркальные камеры (далее- ЦЗК). Пленка передает фотографируемый мир неиделаьно, что одновременно является ее самым большим приемуществом и недостатком перед цифровой фотографией.





Фотографии илюструющие приемущества пленки - непоторимое "зерно", засветы и динамический диапазон

Я хочу снимать на пленку, с чего же начать?

Если вы решили начать снимать на пленку, что с чего же стоит начать? Первое, с чем сталкивается начинающий фотограф, это выбор пленочного фотоаппарата. Давайте немного разберемся в этом - типы, производители фотоаппаратов, цены на них

По конструкции, все фотоаппараты можно поделить на зеркальные и дальномерные (беззеркальные).

В зеркальных фотоаппаратах используется зеркало, которое в опущенном положении позволяет наблюдать фотографу через видоискатель что видно в объектив. Во время съемки затвор открывается, а зеркало поднимется. Дальномерные фотоаппараты не имеют зеркала и фотограф фокусируется по отдельной линзе - дальномеру. Зеркальные фотоаппараты, как правило, больше в размерах, чем дальномерные, но фокусироваться дальномерным фотоаппаратом сложнее. Исторически сложилось, что зеркальные фотоаппараты стали более популярны, чем их лишенные зеркал собратья (сейчас идет обратный процесс - беззеркалки обретают большую популярность). Я рекомендую первой камерой брать зеркалку, но это больше дело вкуса.

Далее, определившись с конструкцией фотоаппарата, необходимо выбрать производителя и модель. Здесь два варианта - взять фотоаппарат производства СССР или Японии, ГДР, ФРГ. Казалось бы, здесь заложен очень простой выбор, но не все так очевидно как кажется на первый взгляд, и необходимо рассматривать все исходя из практичности, а также не забывая стоимость и распространненость техники.

В СССР была хорошо развита фото промышленность (которая, однако, по качеству проигрывала зарубежным аналогам, как и все, впрочем), так что выбор действительно богат. Преимуществами данного варианта являются цена, легкая доступность, возможность ремонта (!), относительно большой и дешевый парк оптики, простота обслуживания и обучения. Из недостатков можно выделить, конечно же, качество, которое априори хуже в сравнении с аналогичным «японцем» или «немцем», присутсвие брака. Удешевление производства диктовало условия по компромиссам, так что приходиолсь жертвовать эргономикой и качеством ради цены и темов производства. Если взвесить все за и против, то Зениты, ФЭДы, Киевы и прочие детища советской фото индустрии   отличные варианты как для первого пленочного фотоаппарата. Рекомендую обратить внимание на Зенит 11, 12, ЕТ,  Киев 17, из дальномерок - ФЭД 4, 5. Эти фотоаппараты максимально механизированны, так что во первых, их тяжелее сломать, и они то уж точно заставят вас подумать. Купить более менее хороший экземпляр с хорошим объективом можно от 15 долларов...



Фотоаппараты времен СССР

Второй вариант это взять пленочный фотоаппарат производства Японии или Германии. Есть можно выделить множество моделей Nikon, Pentax, Canon, Leica (lol, нет). Многие пленочные модели за десятилетия стали культовыми, но найти их в СНГ довольно тяжело, а если и посчастливилось это сделать, то их цена  почти не будет уступать современным цифровым камерам, а порой даже будет больше (привет, leica). Безусловное достоинство всех этих камер - это качество. Делали все таки для потребителей, смотрели на конкуренцию. Приемуществом также является очень продуманная эргномика, практически неубиваемость некоторых моделей (Nikon F2 и шторки из титановой фольги), возможность использования современного парка оптики (касатеся, в основном Nikon). Из недостатков это пожалуй, цена, которая может стартовать от 100 долларов за двадцати-тридцатилетний экземпляр. Добавьте к этому редкое распространение многих моделей, отсутсвие практикующих мастеров по ремонту, но в случае умного выбора камеры, она сможет служить еще вашим внукам. Из ярких и относительно недорогих примеров: Nikon FM, F2, особо хочу отметить Nikon N8008, N4004 - автофокус, куча полезной электроники и это конец 80-х. Pentax и линейка Spotmatik. Canon AE-1, EOS 650.



Nikon F2 1971-1980 - классический вид пленочной камеры

Фотопленка. Что это за зверь?

Следующий важный шаг становления пленочного мэтра это выбор фотопленки, ведь от нее зависит очень много в конечном результате, порой даже больше, чем от самой фототехники.

Немного теории: фотоплёнка бывает  негативная и позитивная (слайдовая), цветная и монохромная (ч/б). Еще она отличается по размерам кадра: бывают 135, 120 и 220 форматы. 135 формат это старая добрая малоформатная пленка с размером кадра 36х24 мм («полный кадр»), 120 и 220 это пленка для кадра 6х6 см и других вариантов среднего формата, между собой отличается только длинной. Последнее, чем отличаются пленки это светочувствительностью ISO.  Существуют пленки с ISO от 50 вплоть до 6400 (с шагом в один стоп), самые популярные значения ISO это 100, 200 и 400. Реже можно встретить 800, дальше уже очень редко можно найти. Можно поделить пленку и по количеству кадров: 36, 24 и 12, но в последнее время все реже можно встретить варианты меньше 36 кадров, да и не рациональна такая пленка.



На фото пленка 120 формата для и "стандартная" 135 (вверху)

На сегодняшний день самый популярный тип это негативная цветная фотопленка 135 формата с ISO 200-400. Нужно понимать, что до сих пор существует огромное количество разновидностей фотоплёнок для различных фотографических целей. Некоторые подходят хорошо для пейзажей, а некоторые для портретов. Одни хороши в ламповом свете, а другие в солнечном. Как вы поняли, возможность устанавливать баланс белого для пленки нет, так что либо пользуйтесь специальными светофильтрами (которых днем с огнем не найдешь), либо используйте пленку заточенную под конкретный источник света (люминесцентные и лампы накаливания, ясный солнечный свет, тень и т. д.). В противном случае, вы получите непредсказуемые цвета кожи человека или предметов, что порой может быть как и в плюс, так и в минус.

Что могу посоветовать из пленки: Kodak Colorplus, Kodak Ektar, Fujifilm Superia, Fujifilm Superia X-Tra, Kodak Gold, Kodak Portra. Из монохромной Ilford Delta, а из слайдовой Fujifilm Velvia 50. Все эти фотопленки относительно легкодоступны, о них написано масса обзоров, а также легко найти результат съемки.

Узнать цены и купить пленку можно здесь:  https://fotofond.com.ua/index.php?route=product/category&path=798

И как всем этим пользоваться?

Этот вопрос, конечно, встревожит больше людей вообще не имеющих дело с ЦЗК, но даже такие иногда могут не понять что, куда и почему. И так, у нас уже есть фотоаппарат, пленка и сильное желание что-то фотографировать, что же делать дальше?

Для начала необходимо ознакомиться со своей камерой, всеми кнопками и указателями на ней. Во всех пленочных камерах ХХ века всегда можно найти: колесо установки выдержки, светочувствительности, рычаг взвода пленки,  автозавода, обратного перематывания пленки, спусковая кнопка, а на объективе кольцо установки диафрагмы и фокусировки.



На фото слева на право: кольцо установки светочувствительности, рычаг для обратной перемотки пленки, стрелка экспонометра, "гарячий башмак", кольцо выдержек, спусковая кнопка, рычаг взвода

Заряжаем пленку в фотоаппарат и начинаем снимать. Перед каждым кадром мы должны проверить экспопару - то есть сочетание выдержки и диафрагмы, которое позволит попасть на пленку необходимому количеству света, необходимому для избегания недосвета или пересвета.

В разных фотоаппаратах экспопара может измеряться по разному. Самый простой способ это селеновый элемент над объективом - такое практически во всех Зенитах и других отечественных камерах. Свет попадая на элемент, заставляет механизм двигать стрелку, на которую потом мы ориентируемся для выставки экспопары. Позже конструкторы пришли с способу TTL - он используется по сей день, аббревиатура расшифруется как «через объектив» . То есть этот способ позволяет измерить именно количество света проходящего через объектив, а не рядом с камерой, что позволяет дать более точные показания. Из недостатков этого способа можно отметить то, что этот механизм работает только при наличии какого-либо источника питания. И бывает, что его уже не найдешь даже в японских префектурах, что уж там говорить о Харькове.

Давайте посмотрим алгоритм съемки на камеру типа Зенит. Открываем заднюю крышку, ставим ролик с пленкой, вытягиваем ее, заряжаем в барабан, закрываем крышку. Взводим рычаг, потографируем, повторяем эту операцию еще раз. Это необходимо, чтобы промотать ту часть пленки, которая стала засвеченной. После этого на шкале подсчета кадров устанавливаем значение на ноль. На левок колесе проверяем установку значения ISO. На Зенитах используется старый формат, для ISO 200 ставим примерно 23 по шкале DIN. По сути уже камера готова к съемке. Взводим рычаг, исходя из показаний экспонометра выставляем выдержку и диафрагму. Фокусируемся, кадрируем и делаем фотографию! Читая это все, возможно, кажется, что все тяжело, но это только на первый взгляд. Если же рассматривать полу и автоматические фотоаппараты то здесь, как правило, нужно столько вставить пленку правильно, остальное сделает автоматика. Такое есть на моем Nikon N8008, с родным объективом фотоаппарат конца 80-х может даже автоматчиески фокусироваться!

Отщелкав ролик пленки, внимательно и аккуратно перематываем ее обратно, а если в фотоаппарате имеется мотор перемотки, используем его. При ручной перемотке, вы поймете, когда пленка полностью погрузилать в ролик, и только тогда можно открывать крышку фотоаппарата! Автоматика же сделаем все сама.

И в какой картридер засунуть эту пленку?

После того, как вы прощелкали все кадры на фотопленке и вынули ролик из фотоаппарата необходимо определиться, что делать дальше. Здесь есть несколько вариантов.

Самый популярный и самый легкий вариант - отнести пленку в фотоцентр, где ее сначала проявят, а потом оцифруют. Оцифровка, как правило, в таких местах проводится автоматически с помощью специального сканера. Фотографии полученные этим способом по разрешению будут где-то около 2-3 мегапикселей, что не сильно много, но для печати 21х15 см подойдет.

Второй вариант, просто сдать пленку на проявку, а оцифровку сделать самостоятельно. Каким образом, можно найти в гугле. Главное достоинство данного способа это полный контроль над оцифровкой - ее обычно делают фотоаппаратом, а реже сканером, то есть можно выбрать размер, необходимую цветокоррекцию, правильное положение кадров. Из недостатков - процесс занимает довольно много времени.

Третий вариант, сдать пленку на «профессиональную» проявку и оцифровку. Такая опция доступна не везде, но точно есть в Киеве. Цена в два-три раза больше чем первый вариант, но исходные файлы под 16 мегапикселей, 14 битный цвет, raw-формат. Чаще всего этим способом обрабатывают слайдовые пленки или представляющие особую ценность. Обо всем подробно можно узнать здесь: http://photoprolab.com.ua/

Четвертый вариант касается, как правило, монохромной пленки. Ее, в отличие от цветной, намного легче проявить самостоятельно. Однако, это наиболее затратный и долгий способ, хотя это все стоит того. Где найти необходимые реактивы, алгоритм проявки, рецептуру и приспособления можно почитать здесь. Кого не испугали все эти слова ждет неописуемый восторг из-за наблюдения как на белой бумаге появляется рисунок…

Сам я сдаю свою пленку в фотосалоны RoyalPhoto в Харькове. На осень 2017, проявка и оцифровка пленки стоит около 80 грн.

Чем можно заняться после пленки?

Фотографирование на пленку можно рассматривать как базис для перехода на другие виды и инструменты фотоискусства. Прежде всего, пофотографировав на пленку, для вас не составит особого труда разобраться в любой цифровой зеркальной или беззеркальной камере. Отсутствие автоматики и «капризность» пленки заставляет фотографа подумать, прежде чем нажать на кнопку спуска, а уже потом эта «автоматика» работает в голове.

Фотографирование на пленку 135 формата (36х24 см) может вас привести к мысли попробовать себя в среднеформатной фотографии, где размеры кадра на пленке могут достигать 6х6 см.  Средний формат потребует отдельной главы, чтобы описать его достоинства и недостатки. По сей день цифровой средний формат остается непревзойденным инструментом профессиональной студийной фотографии, а цены на камеры начинаются от 4 тысяч долларов.



Среднеформатная камера с шахтным видоискателем

Можно попробовать себя в моментальной фотографии со всеми этими Polaroid’ами и Fuji Instax, зыбыв о необходимости оцифровывать и проявлять пленку. Расходники на них, правда, не из дешевых, да и маленькие кадры дают повод задуматься, но искушение получать фотографии мгновенно стоит того.

Вместо эпилога

Когда я начинал заниматься фотопленкой в 2013 году, смотря вокруг я видел мало таких же энтузиастов. С тех пор дела у аналоговой фотографии пошли куда лучше, то ли дело в хипстерах, то ли это просто стало модно как часть веяния на нечно винтажное, но факт остается фактом, все больше людей, никогда не имевших дело с пленочной фотографией приходят к ней. Кто-то перепрыгивает из цифры, просто использует пленку как плацдарм для перехода на цифру. Кто-то гармонично использует Зенит 11 за 20 долларов или Leica M6 за 1000 долларов и паралельно новым топовым смартфоном с двумя камерами. Время не стоит на месте, и пленочная фотография технически уже не первое десятилетие проигрывает цифровой по использованию или популярности, но душа пленки, как и виниловых пластинок, например, останется в светлых головах молодежи еще не на один десяток лет.

пленочная фотография, фотография, пленка

Previous post Next post
Up