Всем: анализ грядущего закона "Об основах охраны здоровья"!

May 16, 2011 18:45

"...многодетным семьям в качестве помощи предлагается стерилизация или
аборт, а в случае отказа - со стороны органов опеки и попечительства
звучат угрозы признать матерей, рожающих много детей, ненормальными,
и подвергнуть их принудительной стерилизации или аборту".

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по проекту федерального закона
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Проект федерального закона № 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесен в Государственную Думу РФ Правительством РФ 21 апреля 2011 года. В части вопросов защиты института семьи, материнства, отцовства и детства к законопроекту имеются следующие замечания.

Пункт 2 статьи 50 законопроекта устанавливает, что «Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 16 настоящего Федерального закона».
Это положение означает, что решение о лечении от наркомании несовершеннолетний принимает самостоятельно без учёта мнения родителей и лиц, их заменяющих. То есть родители лишаются возможности влиять на судьбу ребенка, больного наркоманией. В остальных случаях, включая искусственное прерывание беременности, или иное опасное для жизни ребенка заболевание, информированное добровольное согласие даётся ребенком с пятнадцати лет. Исключение составляют случаи наркологической помощи (а не лечения) или медицинского освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического либо иного токсического опьянения, а также медицинского вмешательства по экстренным показаниям, в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих или тяжелыми психическими расстройствами, в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния и при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз.
Между тем, в 15 - 16 лет, ребенок не всегда готов правильно оценить последствия для его жизни и здоровья тех или иных заболеваний, особенно наркомании. Последняя, как известно, является серьёзной зависимостью, сопровождающейся болевыми симптомами (ломкой), что практически исключает возможность последовательного изъявления подростком желания лечиться.
Родители же, согласно данной норме, лишаются возможности влиять на судьбу ребенка. Их мнение при решении вопроса о его лечении не учитывается. В силу же статьи 8 законопроекта сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 и 16 лет соответственно, вообще не могут быть сообщены родителям без его согласия, так как составляют врачебную тайну.

Между тем, согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. До этого времени в силу пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса РФ законными представителями несовершеннолетних выступают их родители (лица, их заменяющие).
Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, установленная в статье 26 Гражданского кодекса РФ, не предусматривает возможности самостоятельного осуществления детьми права на охрану здоровья.

Следует отметить, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ является личным неотъемлемым правом каждого гражданина.
Положения же пункта 2 статьи 50 законопроекта ставят под угрозу возможность полноценной реализации несовершеннолетними этого права в силу необоснованного снижения уровня их дееспособности, что может негативно сказаться на развитии детей и создать угрозу их жизни и здоровью.
Данная норма не согласуется с приоритетными государственными задачами в сфере защиты детства: борьбе с подростковой наркоманией, оздоровления молодого поколения, так как фактически способствует подростковой наркомании и препятствует законному праву родителей принимать меры для лечения больных детей.

На основании изложенного полагаем необходимым возраст, с которого гражданин вправе самостоятельно и единолично подписывать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него, привести в соответствие с конституцией РФ и установить с 18 лет.
Кроме того, алкоголизм и наркомания являются заболеваниями, часто связанными с общественно - опасным поведением лиц, страдающих ими. Поэтому мы считаем правильным отнести эти заболевания к представляющим опасность для окружающих и предусмотреть меры ограничения прав указанной категории граждан с целью защиты прав и законных интересов иных лиц. К таким мерам, на наш взгляд, относятся введение принудительного лечения от алкоголизма и наркомании с помещением в случае необходимости в судебном порядке в специальные оздоровительные профилактории.

Большую тревогу вызывает положение пункта 3 статьи 50 законопроекта, согласно которому «Дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Из содержания указанной нормы не ясно, по какой причине младенцы в возрасте до четырех лет, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, могут содержаться в медицинских организациях. При этом согласно статье 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с
ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети,
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи».
Из указанного определения следует, что положение о содержании в медицинских учреждениях касается широкого круга детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, или проживающих в малоимущих семьях». В свою очередь, формулировка «дети, оставшиеся без попечения родителей» также является довольно широким понятием, содержащим неопределённые оценочные критерии. Так, согласно статье 121 Семейного кодекса РФ «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства».
Наличие широких и неопределённых критериев, таких как нормальное воспитание и развитие, уклонение от воспитания детей, защита их прав, болезнь или отсутствие родителей и т.п., позволяет признать оставшимся без попечения родителей практически любого ребенка и поместить его для содержания в медицинскую организацию.
Наличие в статье 123 Семейного кодекса РФ положений, позволяющих помещать таких детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в иные семьи, уже привело к порочной практике бесконтрольного изъятия детей из семей по широким и дискриминационным основаниям и породило волну общественного недовольства.

Положение же пункта 3 статьи 50 законопроекта расширяет возможности для изъятия детей (в данном случае малолетних) по широкому и неопределённому кругу оснований и помещения их на содержание в специализированные организации. Последствием принятия данной нормы может явиться увеличение количества социальных сирот (при живых родителях) и необоснованное разрушение семей.
Президиум Межрелигиозного совета России в заявлении от 4 октября 2010 года указал: «Отдавая должное необходимости попечения о семье и детях со стороны государства, призываем ответственные органы власти, а именно Министерство здравоохранения и социального развития и Государственную Думу, в чьих руках находится законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», обратить особое внимание на крайнюю сомнительность приведенных положений, а также на соблюдение прав родителей в области воспитания их собственных детей и права детей иметь полноценную семью».
Однако эта позиция Русской Православной Церкви и других конфессий не была принята во внимание при подведении итогов обсуждения законопроекта.
Не нашло отражение в итоговой редакции законопроекта и замечание Президиума Межрелигиозного Совета России о том, что «ряд статей документа устанавливает порядок принудительной стерилизации и принудительных абортов по решению опекунов или суда». В статьях 52 и 53 законопроекта по-прежнему содержатся положения, позволяющие принудительную стерилизацию и принудительное прерывание беременности у недееспособных лиц по решению суда, принятому по заявлению их законных представителей.

Следует отметить, что в правоприменительной практике имеются случаи, когда многодетным семьям в качестве помощи предлагается стерилизация или аборт, а в случае отказа со стороны органов опеки и попечительства звучат угрозы признать матерей, рожающих много детей, ненормальными, и подвергнуть их принудительной стерилизации или аборту. Такие свидетельства многодетных семей поступают в последнее время часто из разных регионов России.
Наличие указанных правовых норм в законодательстве делает возможным реализацию подобных угроз. Кроме того, по нашему убеждению, принудительное лишение женщины возможности стать матерью, а также искусственное прерывание беременности, тем более насильственным путём, является аморальным.

Директор Общественного центра правовых экспертиз
и законопроектной деятельности
О.В.Леткова

ювенальная юстиция, ювенальная система, здравоохранение

Previous post Next post
Up