"Григорий Р." Мысли мимо фильма.

Oct 29, 2014 00:42

Просмотр фильма "Григорий Р." навёл на одну мысль о прошлом русской Церкви, прямо с фильмом не связанную. Так, несколько сцен...

С самого начала, когда только начинал знакомиться с прошлым русской Церкви, русского Христианства, никак не мог уяснить себе один факт. Как нас учат, старая вера на Руси была пресечена Расколом. И дальнейшый расклад выходил таковым: имелась Церковь, поновлённая Петром, и... море "старообрядческих согласий". Море. Очень много. В фильме вот речь шла о "хлыстах". А были ещё беспоповцы различных толков, часовенные, бегуны, молокане, духоборы, Белокриницкие (едва сыскавшие себе где-то на Востоке своего иерарха), Единоверы (старый обряд в лоне господствующей церкви) и Бог знает, кто ещё... Но как же так?! Как могла старая вера вот так взять да распасться на ТАКОЕ множество версий? Ну, ладно, старое духовенство было уничтожено (это какой же выродок мог такое учинить? - чужак, не иначе). Так осталось бы ну пара-тройка беспоповских согласий. Но не такое же разнообразие!

Мысль моя проста. Распасться на такое множество течений единая Церковь не могла. Значит, скорее всего, до Раскола (или что там НА САМОМ ДЕЛЕ УНИЧТОЖИЛО старую Церковь) единая Русская Церковь - хоть и была "осью" не только верований многоэтничного народа Руси, но и "институтом сакрализации" власти русского Императорского рода - но никакой "монополией" на обряд и образ исповедания ещё не обладала.

Что нам известно о пред-раскольном времени? Где-то в 1648 (или 1649) году Государь специальной Грамотой велит искоренять всё, что не укладывается в рамки тогдашней догматики, от жидовства до волхвования. Но, как писал великий историк Забелин (основатель Исторического Музея в Кремле), ещё в 70-х годах 17 века даже в Москве праздновали о Коляде, Усене, Плуге, и даже каком-то Осириде. А ведь Раскол уже вот он! - знаковый 1666 год давно минул... Значит, грамота грамотой, но до Петра отношение власти к народным верованиям оставалось вполне терпимым.

И ни на какие "течения" ничего не распадалось. Просто до Петра, и его церковных реформ, на Руси ещё бытовали самые разнообразные формы христианских верований. Которые - вполне возможно! - и были в 18 веке названы (может, частично) "язычеством", вместе с простыми народными суевериями. Так приглашённые Петром немцы "историки" Миллер, Шлёцер, Баер верстали историю Руси под западную, написанную веком ранее протестантом Скалигером. Чем намеренно заложили в русскую историю мнимый конфликт между христианством и "язычеством" в том понимании, которое свойственно этому термину сегодня.

О фильме... говорить не очень хочется. Снят хорошо. Но Церковь в который раз предстаёт не тем, чем чем должна быть - народо- и государствообразующей осью - а чем-то... кому такое по вкусу. Я бы, если б узнал о Церкви из вот такого вот фильма - в Церковь бы не пошёл.

Раскол, язычество, Распутин, христианство, молокане, хлысты

Previous post Next post
Up