Два свежих и очень глубоких, строгих отзыва о романе
"Доказательство человека" от двух известных писателей, Елены Крюковой и Юрия Некрасова:
"Для меня это даже не роман. А такая дышащая, трагическая, каждый раз разная плоть бытия. Плоть, беспрерывно становящаяся духом. Эта книга принадлежит одновременно и настоящему и будущему, не говоря уже о том, что у нее за плечами могучие и страшные крылья прошлого. Она соединяет времена. И она задает потрясающей важности вопросы, на которые нет совокупного (всечеловеческого) ответа, и художник (ты) тут тоже не дает ответ, а просто летит на фреске времен наощупь, вслепую, однако пророчески видя всё внутренним острейшим глазом.
ДЧ - это сгусток времени, боли, неразрешимости и отваги на следующий шаг. Трагедия, а внутри все равно радость, как у Бетховена." Елена Крюкова
"«Доказательство человека» - фантастическая книга для обычного читателя.
Чем меньше вы сталкивались с фантастикой, смотрели или слышали про искусственный интеллект, будущее, роботов, оцифровку сознания, тем интересней вам будет.
Я бы сказал, что это даже не фантастика, человек интересует Гончукова больше, чем сложные технологии и странные миры победившего ИИ.
Сквозь мембраны навороченного мира будущего проступают вечные истории про память, подвиг, спасение своей души, творчество, предательство и тд.
Берет верх жажда Гончукова творить сюжеты-гвозди, попадать в нерв, цеплять, тревожить.
«Доказательство человека» - максимально простой и широкий жанр, картины будущего для читателя, незнакомого с Гибсоном и Стивенсоном.
У Гончукова другой прицел и цели как автора, он - анатом и хроникер.
Искушенного в НФ и видах фантдопа читателя предупреждаю сразу: вас ждет еще один роман про будущее, и здесь придирок не избежать.
Любители фантастики нередко клюют авторов за «заклепки» и оригинальность, но это потому, что ценителям фантастики подавай микс из нового и необычного, а Гончуков делает ставку на драму и пронзительность, то, как повсеместная киборгизация, цифровторжение изменит биологический мир, свергнет с трона Homo Sapiens.
Или только подвинет? Попросит уступить краешек сидушки?
Видно, что автору очень важна дискуссия, вынесенная в название романа. Чем докажешь, что ты человек? Как ответишь перед вечностью?
Ценители реализма, напротив, найдут в романе мелкие нюансы и аспекты, с которыми не сталкивались, если не погружались в мир вымысла и фантастики.
Для внимательного читателя в этом романе мир может быть незнаком, а переживания героев напротив - понятны: вот страх перед цифровым бессмертием, а вот последствия контроля искусственным интеллектом сознания, вот восторг от грандиозных перспектив, типа слияния всего человечества в один разум, а вот драма бесконечного долгого полета в космосе.
Арсений Гончуков будто специально работает максимально классическими киберпанк и НФ сюжетами, разворачивая картины далекого будущего, не так уж отличного от наших дней.
«Доказательство человека» - роман в рассказах, есть сильные, есть более проходные. Есть красивые картинки. Есть беглый пересказ длинной истории - типа рассказа, где без героев описывается хроника нарастания конфликта с Цифрой (ИИ-государство с общим распределенным цифровым разумом). Хватает в «Доказательстве человека» шероховатостей, например, меня не порадовало, что самые сильные рассказы идут в центре романа: история про зарождение цифрового дитя, космическая Одиссея клонов Федорова, история про попытку спасения ребенка на поле боя, к финальной трети драма идет на спад.
Все авторы хотят быть замеченными.
Арсений Гончуков свое слово сказал, а уж с большой оно буквы или стоит где-то в центре предложения - решать читателю.
Я прочел роман быстро и не без любопытства." Юрий Некрасов
#доказательствочеловека