В страшном сне не мог представить, что мой безобидный добродушный, без фамилий и почти названий пост, пост за режиссерскую профессию, пост о том, что у нас мэтры кино снимать не умеют, вот этот пост -
http://a-gonch.livejournal.com/2975441.html - вызовет в сети такую бурю. Топ ЖЖ, 5 тысяч репостов, тысяча комментариев, 71 000 просмотров, в общем, по всем соцсетям что-то прямо пиздец.
Но большинство камментов были одинаковы, типа: "Так вот почему я, блять, не могу это калище смотреть! А я и не знала! А я думаю, хуле я телек выключаю. Спасибо вам, объяснили".
Пжалста. Вот еще. Но еще чуть прелюдии, а то в прошлый раз без предварительных ласк, на сухую, было грубовато.
То есть о чем говорит прошлый резонанс? А о том, что где-то глубоко в нашем зрителе сидят разочарование, недовольство, стыд и недоумение по простому вопросу - почему наши сериалы, при таких актерах, при бюджетах, при такой славной мировой школе советского кино - почему они говно?
Нам за державу обидно, за сериальную. Я не ожидал.
Меня даже пригласили на радио, но там разговора не получилось. Я терпеть не могу критиканства и когда про фильм, любой, говорят "говно", я никого не хотел обидеть, я пытался подумать ВНУТРИ кинопроцесса, разобрать технологию, работу постановщика, основы режиссуры - что бы на пальцах показать, почему это плохо. На остальное мне наплевать.
Чтобы закрепить эту свою позицию, давайте еще один разбор. И на этом, пожалуй, и закончим.
ДИАЛОГИ.
Диалог вообще - это ебала. В хорошем кино не должно быть много диалогов. Потому что слова это не кино, а болтовня это гадость. НО! В сериалах диалоги - это ВСЕ. Потому что сериал и есть это дикий постоянный пиздежь всех со всеми, по поводу и без. Потому что речь воспринимать легче, чем визуальное пространство, потому что диалоги это, сука, дешево, вот сериальщики их и хуярят.
Диалог в кино реализуется методом, который назвают ВОСЬМЕРКА, ну типа один еблет шевелит губами и выдает сценарий, а потом хуяк, и другой еблет пучит глаза, ну и так до бесконечности, пока не кончится телеэфир в антенне. Дешево и сердито. Есть даже программы уже, которые монтируют диалоги в сериалах автоматически, без привлечения кривых пальцев сонных монтажОров с Телецентра, будь он проклят семижды, Останкено. Кстати, Тарантино вот ненавидит "восьмерки", но да хуй с ним, с Тарантино, он женился, пропал человек, и у нас на повестке дня сериал "Ганнибал", зарубежное годное мыло, и - топовый адовый пиздецки крутой обласканный критикой сериал очередного мэтра отеч. кино - сериал "Идиот".
Давайте интеллигентно посмотрим, как режиссеры-постановщики в этих сериалах СНИМАЮТ, СТАВЯТ, эти самые диалоги. Беру рандомные сцены, где герои трындят за жизнь, за любовь, за великий смысл или про то, как правильно есть человеческую печень, это пофиг, выключаю звук.
Не касаюсь уже того широкого спектра, который был в том посте, драматургии, художника, света, это долго, да вы и сами увидите все. ВСЕ! Анализируем теперь только то, откуда растут руки у оператора и режиссера.
Итак, вот сцена диалога из Ганнибала.
Вообще, диалоги, восьмерки ставить, это ПРОСТО. Сидят двое и ты крошишь кадры. Замечу только, сразу, что количество кадров в кино - это священная штука. Грубо говоря, чем больше кадров - тем дичайше больше надо времени и сука бабла. Чем меньше кадров, тем кино менее динамично (в кино все иначе, но в сериалах точно. в кино Тарковский снимал дико интересно и двумя кадрами. но в сериалах гениальность и однокадровость, как правило, не в почОте, и потому пофиг), тем кино более скучно, зато у продюсера сохраняется потенция. Вообще, снимать диалоги можно дико по-разному, миллионы способов. От полета камеры над героями и съемкой из окна, до того, когда в кадре один герой, а другой говорит за кадром, или вот когда оба в кадре (мои любимые способы), но мы будем разбирать классику, в смысле, не авторское кено! Ведь сериал - это доступно, это для всех, это зрелище, и это такой эталон. Это смотрят миллионы. А потому сериал должен быть охуенен.
И еще замечу, что диалог вообще можно снимать двумя планами. Сидят герои друг напротив друга. Ставишь одну камеру за плечо другого, вторую так же за плечо собеседника. Они балаболят, потом ты прорезаешь оба кадра, вот тебе и диалог. Это такой шаблон. можно без плеча собеседника, но плечо связывает их. Это стартовый шаблон, далее диалог, повторюсь, можно снять с триллионом вариантов.
В общем, Ганнибал.
Общий заявочный план, так всегда при съемке диалога. Надо заявить пространство, где идет диалог, где герои говорят. Глаз зрителя надо "поставить", чтобы он понимал потом в течение разговора расстояние, расположение и прочее, как сидят герои. Фиксируется.
Сами смотрите, сами видете, охуенен этот кадр или российский мэтр его снял.
Вот каннибалушка, средний план. Начинает рассказывать рецепт, как готовить почку лифтера из соседней гостиницы.
Опа, телка! Снята не прямо, как только что каннибал, а в чистый профиль, другой кадр, другая ОСЬ! Только что был фас, а телка в профиль. Уже интересно. Ибо иначе.
Бац, каннибал, но уже грудной план, в диалоге идет развитие драматургии, герой крупнее.
Бум, телка ему отвечает! А снята уже иначе. Общее каннибала, но кадр не повторяет ее предыдущий, что важно, это делает сцену интереснее, разнообразнее! И это непросто, время, перестановка камеры. Но это НОВЫЙ кадр, иной, другой. Телка уже не в фас, не в профиль, а в три четверти, как говорят фотографы обычно.
И тут опа! И Ганнибал опять! Крупнее, в профиль, и снова ДРУГОЙ кадр, принципиально, крупный профиль на контровом свете.
Ну телка почти та же.
А вот тут я присел! Тут начался, в диалоге, который в этом говносериале длится сраные 3 минуты, вдруг Ганнибал раз и кадр крупный, сверху и завален! Ну чистое арткино, ну артхаус. Кадр интереснейший, психология, драматургия, искажение, все есть. Настоящий чоткий страшный ебнутый Ганнибал! Вот так и достигается этот эффект и раскрывается персонаж. И постановщик раз в середине диалога, где он есть ее собрался (например) и заворачивает такое. Интересно! Да охуенно просто. Молодцы!
Ну телка та же. Вообще повторы телки это норм. Она снята менее разнообразно, более однообразно, потому что главный в сцене - Ганнибалушка, он ее ведет, сцену, он рулит, и он обснят так, как я в год от роду обсасывал свой огромный большой палец на правой руке.
Бонус-трек тут будет щас. Еще одна сцена из той же серии. Пара кадров оттуда. Там еще постановщик мышку придумал в руках у героя, которую он прячет в тюрьме и мышка как бы третий участник диалога, смотрится так, что не оторвешься.
Ну вот и все! Спасибо всем за внимание. Как-то так. Не сильно профессионально написано все это, профессия постановщика сложна и многогранна, но в общих словах я постарался.
Ой, блять.
Совсем забыл, мы же хотели диалоговую сцену из мегасериала с самим Меньшиковым, или Безруковым, или второй играл первого, да похуй, из сериала "Идиот", короче, сцену, мы хотели разобрать. Прошу прощения. Включаю третью серию там и в самом начале там СЛОЖНЕЙШАЯ диалоговая сцена чуть не на ШЕСТЬ, сука, ебаных МИНУТ. Сложнейшая драматургия, аффтар сам Достоевский (бедный ты, в гробу как пропеллер уже, наверное, от мэтров наших невдубенных, вместе со Шпаликовым, Тарковским, Эйзенштейном и Герасимовым крутишься, но да терпи, деды еще сука поснимают на своем веку, пара поколений молодых режиссеров еще успеет подохнуть, пока эти коты свои бюджеты возьмут), там игра актерская, сложнейший роман, психология, предательство, чудовищно многообразные эмоции сложнейших в мировой культуре по своей психологической структуре персонажей, да один Мышкин чего стоит! Но что нам предлагает постановщик?
Я просто оставлю раскадровки этой сцены здесь. Засим на хер эти разборы. Меня еще мудаком назвают. Я, конечно, мудак и тоже снимать не умею. Но зато киношколу закончил, 4 фильма снял и прочитал полторы книжки по режиссуре. И вот пока не забыл это все, а без бюджетов я с кино завязываю и иду овощебазу шампиньоны паковать, пока не забыл, вот, написал.
Просто ради зрителя. Ну хоть что-то. Чтобы он понимал. Прошу прощения за дерзость еще раз и оставляю вас за просмотром этой гениальной 6-ти минутной сцены из сериала "Идиот".
Ну АГОНЬ же, да? АГОНЬ! Разнообразие, крупности, ракурсы, композиция, детали, общие атмосферные планы, цвет, свет - похуй. Все по центру кадра, все жоско, чотко, сердито. Почему все так, спросите вы? А я отвечу: А ВОТ ТАК! А ИБО НЕХУЙ!
Обидно.