Чилийская драма, получившая Оскара за лучший фильм на иностранном языке.
[Сюжет]Пожилой мужчина после массажа возвращается в офис, забирает конверт у секретарши, идет в ресторан, где слушает выступление певицы. Потом вместе с ней идёт в другой ресторан, чтобы отметить её день рождения. Там он вручает ей конверт с двумя билетами на водопады Игуасу. После ресторана они возвращаются домой и раздевают друг друга, целуясь... Среди ночи мужчина просыпается и садится на кровати - ему стало плохо. Женщина помогает ему одеться и собирается везти его в больницу. Пока она закрывает дверь, он падает на лестнице, серьезно раня голову. Мужчину в больнице спасти не смогли - он умер от аневризма сосудов головного мозга. Только тут, на сцене в больнице зрителям показывают, что с женщиной что-то не так: когда она отвечает врачу, что её зовут Марина Видаль, врач переспрашивает: "Это псевдоним?"
Марина Видаль - трансгендер. Мужчина - Орландо - ушел к ней от своей семьи. Из всей его прежней семьи только его брат относится к ней если не положительно, то как минимум с пониманием, для остальных на естественный негатив к человеку, разрушившему семью, накладывается восприятие трансгендеров как чего-то постыдного. Они требуют, чтобы Марина как можно быстрее освободила квартиру, принадлежавшую Орландо и не приходила на похороны, плюс пытаются оставить себе собаку Орландо, которую тот отдал Марине. С первым она вынужденно согласна, второму сопротивляется, против последнего восстает.
Она до последнего борется за память об Орландо, символом которой в фильме оказывается ключ от его шкафчика в спа - том самом, который он посетил накануне смерти...
Очень хорошее кино фестивального типа. По сюжету - характерно для латиноамериканского кинематографа, сочетание минимализма сюжета (и минимализма бюджета фильма) и бытовушности с символизмом и магическим реализмом (появление "духа" Орландо выглядит галлюцинацией героини, пока он не приводит её в крематорий). В фильме интересно отражается отношение общества к трансгендерам: от неявного негатива до прямой агрессии с одной стороны, до восприятия их как жертв общества с одновременной объективизацией с другой. Нормализация отношения к ним еще только формируется. И на этом фоне ярко выделяется образ героини и сыгравшей её актрисы. Даниэля Вега была приглашена в фильм в качестве консультанта на тему проблем трансгендеров (каковым она сама является), а в итоге сама сыграла главную роль. И отказ от привлечения профессиональных актрис в данном случае оказался полностью оправданным. К тому же пение Даниэлы (она - меццо-сопрано) усилило образ героини фильма, её выступление в финале - символ её победы.
Резюме: естественно тема фильма отпугнет значительную часть зрителей. А тем, кто его все-таки посмотрит, даст пищу для размышлений. Посему: рекомендую картину тем, кто предпочитает серьезное, "умное" кино.
PS Интересным могло бы быть сравнение этого фильма с "Датской девушкой". Но это тема для отдельного разговора.