Кинодневник. Три классических вестерна

Jan 11, 2019 21:52

Вообще понятие "классический вестерн" неочевидно. Первоначально, на заре кинематографа были просто вестерны, без всяких добавок. С набором традиционных сюжетов: ганфайтеры, бандиты, шерифы, салуны, злодеи и герои, кровожадные индейцы и приходящая на помощь кавалерия. Часть из них была благополучно забыта, от других остались только названия, а некоторое количество было отмечено зрителями и критиками, сохранено и позже отреставрировано и расцвечено. Сюжеты к тому времени изменились и усложнились, персонажи стали менее "черно-белыми", а фильмы предыдущего поколения назвали классическими. Потом пришли новые изменения, нагрянули ревизионистские и спагетти вестерны, а "классику" пополнили фильмами "второго" поколения - тридцатых и сороковых годов. Затем к ним добавили и поколение "Батча Кэссиди..." и "Хорошего, плохого и злого". Сейчас на запрос Classic Western Гугл предлагает в том числе "Непрощенного" и "Танцы с волками". Кто знает, что будет дальше?
Но фильмы того периода, к которому относятся фильмы, о которых я пишу сегодня - конец пятидесятых и начало шестидесятых - в числе классических вроде уже утвердились.
Итак, начнем.
The Tall T (1957)
Режиссёр Бадд Беттикер
В главных ролях Рэндольф Скотт, Морин О'Салливан

Вестерн по рассказу Элмора Леонарда "Пленники". Фильм включен в National Film Registry США.


[Сюжет]Петт Бреннан отправился на ранчо, где раньше был работником, чтобы преобрести быка на развод на свое собственное ранчо. Но его азартность привела к тому, что "поехал по шерсть да вернулся стриженым": попытавшись выиграть быка на пари, он проиграл собственного коня. Ему пришлось бы добираться домой пешком, если бы его не подобрал дилижанс, который вёз молодоженов Уилларда и Доретту Мимс. На почтовой станции дилижанс ожидала засада: три бандита ранее убили смотрителя станции и его сына, а теперь добавили к ним кучера дилижанса, попытавшегося оказать сопротивление. Бандиты рассчитывали ограбить дилижанс, который часто перевозил почту и ценности, так что они были сильно разочарованы, обнаружив, что ни того, ни другого нет. Уиллард Мимс, надеясь спасти себя и жену, сказал бандитам, что отец Доретты - богатейший человек в округе - заплатит за них выкуп. Главаря бандитов Франку Ашеру идея понравилась, и Уиллард с одним из бандитов был отправлен доставить записку с требованием 50000 долларов. Уиллард позже вернулся и сообщил, что отец Доретты собирает выкуп. Отпущенный после этого на все четыре стороны, Мимс даже не попытался выяснить, что с его женой и покинул станцию. Уехал он недалеко: бандит выстрелил ему в спину. Ашер отправился получать выкуп, а Бреннан пытался успокоить вдову, не слышавшую, как уезжал её муж, и потому не успевшую в нем разочароваться. Браннен понимал, что их не оставят в живых после того, как бандиты получат выкуп, и потому не собирался сидеть сложа руки...

Сюжет картины достаточно прост, как и характеры её героев, тем не менее смотреть его приятно, прежде всего благодаря симпатичному персонажу, сыгранному Рэндольфом Скоттом. Ну и некоторую интригу авторам заложить удалось. Так что если вам хочется что-то легкое, но со стрельбой, посмотрите, может понравиться.

Man of the West (1958)
Режиссёр Энтони Манн
В главных ролях Гэри Купер, Джули Лондон, Ли Джей Кобб

Вестерн по роману Уилла Брауна The Border Jumpers. Последний вестерн мастера этого жанра Энтони Мана и одна из последних ролей в вестернах для Гэри Купера.


Бывший бандит, а ныне - честный человек и женатый фермер Линк Джонс отправился из своего небольшого и религиозного городка в более населенные места, чтобы найти учительницу для открываемой в городке школы. На перроне железнодорожной станции его едва не опознал местный шериф, но времени с его лихих дел прошло достаточно много, и Линк благополучно сел на поезд. Во время остановки на дозаправку на поезд совершили бандиты, один из которых сел на поезд на станции как обычный пассажир. Машинистам удалось запустить локомотив и оторваться от бандитов, один из которых к тому же был тяжело ранен. Три человека - Джонс, профессиональный шулер Сэм Бизли и ресторанная певица Билли Эллис отстали от поезда и обнаружили себя на пустом полустанке in the middle of nowhere без вещей, денег и оружия. Линк повел невольных попутчиков к людям пешком. Они вышли к ферме, на которой Линк вырос. В выглядевшем пустым строении, как оказалось, прятались те самые бандиты, которые напали на поезд. И с ними был док Тобин - дядя Линка, который когда-то считал его своей правой рукой и наследником "дела". Когда Линк сбежал от него, он был очень разочарован, теперь же, воспользовавшись смертью того бандита, который мог его разоблачить, Джонс сказал дяде, что вернулся, чтобы снова присоединиться к нему, а Билли, чтобы оградить от домогательств, назвал своей женщиной. Таким образом Линк надеялся спасти себя и попутчиков, на счастье ему Тобин предпочел ему поверить. Не так доверчивы оказались другие бандиты...

Тут ощущается хорошая литературная база: персонажи выразительны и интересны, отношения между ними закручены. Тут больше камерной драмы, чем приключений со стрельбой: небольшое число действующих лиц, бОльшая часть действия разворачивается на одной ферме, только начало и финал вынесены за ее пределы. Гэри Купер хорош, по ходу фильма перестаешь осознавать, что актер заметно старше Кобба, который играет его дядю.
Энтони Манн смог выжать из сюжета максимум возможного и создал действительно сильное произведение. Которое, между тем, не оценили зрители и критики - видимо, ожидали чего-нибудь более шумного и возбуждающего. Только после того, как Жан-Люк Годар (на тот момент - кинокритик) назвал "Человека с Запада" одной из лучших картин года, отношение к фильму стало меняться.
Резюме: фильм подойдет не только любителям вестернов, но и зрителям, предпочитающим психологическую драму. Ну и фанам Гэри Купера, как бы мало их не осталось.

Ride the High Country (1962)
Режиссёр Сэм Пекинпа
В главных ролях Рэндольф Скотт, Джоэл Маккри

Ещё один вестерн, включённый в Nation Film Registry


[Сюжет]Своего старого знакомого Джил Уэструма бывший федеральный маршал Стив Джадд встретил на ярмарке, где тот зарабатывал на жизнь не самым честным образом. Для Джадда лучшие времена тоже остались в прошлом, и теперь он использовал свою былую славу, чтобы получить контракт на доставку в банк золота с дальнего прииска. Джила и его молодого приятеля Хэка Лонгтри Джадд взял в качестве помощников. ПО пути они были вынуждены взять с собой сбежавшую от строгого религиозного отца Эльзу Кнудсен. Девушка решила во что бы то ни стало добраться к своему жениху - старателю Билли Хаммонду. Компания добралась до прииска, Джадд собрал и зарегистрировал золото, которого оказалось не так много, как он первоначально описывал Джилу. А Эльза только после спешно сыгранной в местном публичном доме (что романтичную невесту, естественно, шокировало) свадьбы осознала совершенную ошибку: она слишком плохо знала Билли, который собирался делить её со своими братьями. Чтобы помочь девушки Стив и Джил организовали признание брака недействительным и срочно покинули прииск. Братья Хаммонд отправились за ними в погоню: упускать девушку они не хотели.
Тем временем Джил Уэструм окончательно осознал, что Джадд собирается до конца честно выполнить контракт, и убедить его присвоить золото, как он с Хэком планировали, не удастся. Поэтому он решил ночью сбежать от Стива вместе с золотом...


Редкий на мой взгляд выверт сюжета: в прошлом хороший герой встает преступный путь. И тут же куда более популярный сюжетный ход: [Spoiler (click to open)]условно плохой герой в критической ситуации принимает решение которое демонстрирует его положительную сторону. Сэм Пекинпа относится к числу известных вестерновых режиссеров, и его опыт ощущается в фильме: в нем нет неправдоподобных деталей типа сверхметкой стрельбы их револьвера с не кончающимися пулями, и наоборот присутствуют детали, демонстрирующие хорошее знание предмета. Плюс несколько ключевых сцен (как, например, финальная перестрелка) - готовый материал для хрестоматии жанра. Кстати, фильм напомнил мне ряд фильмов последних двух десятилетий со ставшим традиционным сюжетом: в бой идут одни старики крутые в прошлом герои собираются для выполнения опасной работы. Видимо, сюжет этот начали в кино использовать уже давно, и каждое новое поколение любуется, как любимые актеры его молодости показывают, что есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах.
Наверняка пятидесятилетние зрители 60-х с ностальгией смотрели на Рэндольфа Скотта, как мы сейчас на звезд 80-х и 90-х, собирающихся а RED и Expendables.
И возвращаясь к фильму: таки да достойная классика жанра, я посмотрел с удовольствием.

ретро, Кинодневник, вестерн

Previous post Next post
Up