Кинодневник. "Наши матери, наши отцы"

Nov 14, 2017 00:01

"Unsere Mütter, unsere Väter" (2013)
Режиссёр Филипп Кадельбах
В главных ролях Фолькер Брух, Том Шиллинг, Катарина Шюттлер, Людвиг Трепте, Мириам Штайн

Немецкий телевизионный мини-сериал о Второй Мировой Войне,героев показанной через судьбы пяти молодых людей.


[Сюжет]Июль сорок первого. В Берлине пятеро друзей устраивают прощальную вечеринку. Вильгельм Винтер - лейтенант Вермахта, прошедший польскую и французскую компанию, готовится к отправке на фронт на Восток. Его младший брат Фридхельм отправляется вместе с ним, и будет служить под его началом. В отличие от настоящего вояки Вильгельма он не горит желанием воевать, по духу он скорее интеллигент. Шарлотта (Чарли) добилась реализации своей мечты - она едет на восток в качестве медсестры. Шарлотта и Вильгельм любят друг друга, но не решаются признаться в этом. В отличие от них Грета И Виктор свой любви не скрывают, хотя как раз это может для них быть опасным - Виктор Гольдштейн - еврей, и расовые законы рейха делают их с Гретой преступниками.
Уже через несколько месяцев судьба героев начинает ломать их: война с СССР оказалась совсем не такой, к какой привык Вильгельм, начиная с обращения с безоружными врагами и местным населением и заканчивая разрушения мифа о непобедимости Вермахта. Фридхельм, пытавшийся сначала избегать убийства даже в бою и сохранять верность принципам гуманизма однажды первым предлагает пустить на минное поле белорусских крестьян, он говорит брату, что война вытаскивает на поверхность в каждом его худшую сторону. Шарлотта не сразу привыкает к крови и боли во фронтовом госпитале. Считавшая Виктора своим другом, она, не сразу, но все-таки выдает гестапо устроившуюся в немецкий госпиталь местную женщину, оказавшуюся еврейкой. Виктор поначалу наивно надеялся, что евреи в Германии могут бороться за свои права, но под давлением обстоятельств согласился бежать из страны. Грета через своего второго любовника - обещавшего устроить ей карьеру на эстраде эсэсовца - раздобыла для Виктора фальшивый паспорт. Паспорт Виктора не спас - поезд увез его не во Францию, а в Польшу, в концлагерь. Грета об этом так и не узнала, она верила, что ему удалось добраться до Америки...
Друзья не смогли встретиться в Берлине на Рождество, как они то планировали. Их встречи состоятся намного позже, и прийти смогут не все...


[Фотография - спойлер]
Две встречи с интервалом в почти четыре года:



Очень сильный фильм, дающий непривычный взгляд на войну "с той стороны". Никого не оправдывая и не обеляя, показывая грязь войны, в том числе ту, о которой в СССР и в России говорить было не принято, фильм рассказывает не просто историю героев, но историю их изменений - изменений характеров и мировоззрений.
Мне картина больше всего напомнила японский фильм "Удел человеческий" - трехчастную эпопею, герои которой тоже меняются в ходе войны, и которым тоже приходится встретить поражение своей страны. Правда финал японского фильма немного более трагичен.

В России фильм был встречен большей частью "в штыки", официально - из-за одного из эпизодов третьей серии, де факто, как подозреваю, просто из-за того, что такого рода кино о войне россияне (или российские власти?) принять не готовы. А жаль, его показ на центральных каналах мог бы быть полезен.
В Польше, кстати, фильм тоже критиковали очень активно, и тут я их понять могу: поляки в фильме выглядят даже большими антисемитами, чем немцы.

Резюме: если у вас будет такая возможность - посмотрите, фильм может дать много пищи для размышлений.

PS Добавлю пару слов о минусах фильма. Во-первых, стремясь устроить героям как можно больше встреч, авторы превратили картину в смысле совпадений в подобие латиноамериканских мелодрам. Во-вторых, с фактами надо бы обращаться поаккуратнее, город Курчатов, в частности, появился на карте значительно позже показанных событий.

Кинодневник

Previous post Next post
Up