Gilda (1946) Режиссёр Чарльз Видор В главных ролях Рита Хейворт, Гленн Форд, Джордж Макриди, Джозеф Каллея
Американский черно-белый фильм, нуар с отголосками стиля золотой эпохи Голливуда. Внесен а национальный реестр фильмов при библиотеке конгресса США.
[Сюжет]Оказавшийся благодаря каким-то превратностям судьбы в Аргентине профессиональный игрок (проще говоря - шулер) Джонни Фаррелл едва не влипает в серьёзные неприятности, его выручает незнакомец, оказавшийся позже владельцем ресторана и подпольного казино. Балин Мандсон едва не выставляет Фаррелла из своего заведения, когда тот слишком удачно там играет, но в итоге соглашается взять его помощником. Проходит время, и Джонни становится "правой рукой" Мандсена, фактически управляя его заведением. Он доверяет Фарреллу все, кроме неких дел на стороне. Однажды Мандсен возвращается из поездки в США не один и представляет Джонни свою жену - Гильду. Балина не может понять причину, по которой Гильда и Джонни реагируют друг на друга очень холодно, а они не торопятся информировать его о том, что были знакомы - и очень близко знакомы - в Нью-Йорке. В дальнейшем отношения между Джонни и Гильдой выглядят довольно странно: Джонни не подпускает Гильду к себе и скрывает от босса её встречи с другими мужчинами, видя в этом свою обязанность перед Мандсоном, у которого и так много забот; а Гильда только как будто дразнит Джонни, провоцируя его на все более жесткую реакцию. Но однажды, когда Джонни решил наконец избавить босса от присутствия Гильды как от источника проблем, сцены между ним и Гильдой закончилась поцелуем - как раз в тот момент, как в комнату у них за спиной входил Балин. Никаких сцен ревности и скандалов не было - Мандсон бежал, он торопился на самолет, чтобы скрыться от властей. Его самолет на глазах у Джонни и офицера полиции поднялся воздух и через минуту упал в море. Гильда получила наследство, но управляющим стал Джонни. Почти сразу после этого они поженились, а после свадьбы Фаррелл оставил супругу одну, приставив у ней телохранителя, который не подпускал к ней ни одного постороннего мужчины. Гильда оказалась в "золотой клетке"...
Прекрасный фильм. Не идеальный - финал выглядит чересчур искусственным, но я получил от фильма большое удовольствие. Формально в нем можно найти множество "признаков" типичного нуара - герои с мягко говоря непростыми характерами, бандиты и полицейские, мрачные тайны и страсти, общая атмосфера. И при этом некоторые сцены были бы совершенно к месту в каких-нибудь гламурных комедиях или мелодрамах тридцатых-сороковых годов. А первое появление в кадре Риты Хейворт - это просто абсолютная классика, с которой сравнятся очень немногие сцены первого появления героя в фильме в истории Голливуда, причем эта сцена никак не укладывается в шаблон нуара. Как утверждают, Хамфри Богарт отказался от участия в этом фильме, предположив, что рядом с Ритой Хейворт зрители забудут обо всех остальных актерах. В определенной степени он оказался прав, Гленну Форду и Джорджу Макреди фактически приходится играть фон для Хейворт, при том, что они качественно отыгрывают свои образы. Другим актерам было проще - они изначально числились в качестве исполнителей ролей второго плана (а Стивен Герей в одной из этих "второстепенных" ролей таки очень хорош). С этим фильмом оправдалась моя традиция смотреть фильмы не в интернете, а на фирменных дисках: одно из интервью из дополнительных материалов раскрыло фильм с такой стороны, о которой я и не задумался бы сам. [Spoiler (click to open)]По мнению историка кино, высказанному в этом интервью, фильм насыщен сексуальными подтекстами, которые из-за действия кодекса Хейса в то время невозможно было высказать прямо. В частности многие детали отношений главных героев объясняются гомосексуальной связью Фаррелла и Мандсена. Ключ о дома Мандсона, который возвращает боссу Джонни, его гиперверность интересам Мандсена и встречное доверие босса помошнику, быстрое "служебное продвижение" Фаррелла - все складывается как пазл, если учесть фактор гомосексуальности (а вернее - бисексуальности) двух центральных героев.
Резюме: must see для всех любителей жанра фильм-нуар в частности и старого классического Голливуда в целом.