Кинодневник. "В центре внимания"

Jun 02, 2016 22:32

Spotlight (2015)
Режиссёр Том Маккарти
В главных ролях Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел Макадамс, Лев Шрайбер, Джон Слэттери



Основанный на реальных событиях фильм, получивший Оскаров за Лучший фильм и Лучший оригинальный сценарий, а также еще четыре других номинации на Приз Американской Киноакадемии и ряд других наград и призов.
[Сюжет]Назначенный новым главным редактором в газету "Бостон Глоуб" Марти Бэрон обращает внимание специального отдела газеты, занимающегося журналистскими расследованиями, на материал, согласно которому кардинал Лоу знал о сексуальных домогательствах одного из местных священников к детям, но способствовали укрывательству фактов. Отдел, возглавляемый Уолтером Робинсоном начинает собирать факты по этому делу. Когда оказывается, что часть материалов засекречена по решению суда, газета опротестовывает это решение, что воспринимается многими в городе как решение судиться с католической церковью, пользующейся большим авторитетом в штате. Журналисты связываются с адвокатом, защищавшим интересы жертв священника и с лидером организации переживших насилие со стороны священников, и тот, и другой поначалу неохотно идут на контакт из-за того, как газета относилась к этому делу в прошлом.
Журналистам удается обнаружить, что случай с осужденным священником - не единственный, они находят еще дюжину других насильников, а потом с подачи инсайдера в церкви - почти девяносто имен только в одном Бостоне.
Когда судья принимает решение в пользу газеты, и нужные документы открываются для публики, "Бостон Глоуб" решает сделать больше, чем рассказ о покрывательстве одного священника-педофила. Отдел, в котором большинство журналистов - католики, вскрывает систему сокрытия католической церковью преступлений своих пастырей.
На следующий день после выхода материала в газету звонят сотни и тысячи других жертв священников...


Тема для Америки и для всего католического мира очень серьезная. Скандалу с педофилией в рядах католической церкви уже больше десяти лет, но создатели фильма нашли подход, отличающийся от простого рассказа о журналистском расследовании, пусть и заслужившем Пулитцеровскую премию: в фильме показано изменение отношения к проблеме. Журналистам приходится взглянуть на себя и осознать, что они и сами способствовали замалчиванию происходящего. А окружающие их люди, сначала видевшие в расследование нападки на церковь (тем более, что новый редактор газеты католиком не был), а конце переходят к поддержке журналистов.
Как обычно в фильмах, основанных на реальных событиях, можно обсуждать, насколько история на экране соответствует тому, что произошло в жизни, но как минимум в создании образов центральных героев можно предполагать очень близкое воспроизведение: актеры активно работали с теми, кого они изображали.
(Небольшая деталь: журналисты, прийдя на съёмочную площадку, где были воспроизведены помещения редакции, стали раскладывать вещи на "своих" столах - как они это делали на своих рабочих местах)
Актерский ансамбль на фильм был собран очень солидный, актёры такого масштаба не играют плохо по определению, тем не менее на мой взгляд Оскара фильм получил не за актерское или режиссерское мастерство, а за поднятую тему (чему дополнительное свидетельство - только два выигранных Оскара, и второй из них - за сценарий, что для Лучшего - по мнению киноакадемиков - фильма нетипично.

Резюме: победа фильма в гонке за Оскаром была по моему мнению необязательной. В этом году среди номинантов не было шедевров уровня "Унесенных ветром", а в их отсутствие голосование решило в пользу одного из нескольких сильных фильмов. Ничего такого, что сделало бы фильм обязательны для просмотра всеми, в нём нет, а потому я рекомендую фильм в основном тем, кто интересуется серьёзными драматическими и психологическими фильмами и историями из жизни.

Кинодневник

Previous post Next post
Up