Как живёт Русский Север: местные жители, магазины и природа

Sep 15, 2017 17:03

Как живёт Русский Север: местные жители, магазины и природа



В конце лета Михаил Нефёдов и Александр Беленький совершили четырёхдневное путешествие по Архангельской области и Республике Коми. Они проехали тысячу километров, побывали в столицах двух регионов и небольших населённых пунктах, познакомились с местными жителями и посетили локальные магазины.

В своих «живых журналах» они рассказали, как живёт Русский Север, где жители глубинки покупают продукты и что меняется с приходом крупных федеральных сетей.

Путешествие блогеров началось с Архангельска. Несколько любопытных фактов: в городе расположен знаменитый памятник Петру Первому, который изображён на 500-рублёвой купюре. Ленин здесь особенный: это последний памятник вождю мирового пролетариата, установленный при СССР. А главный символ Нового года - Дедушка Мороз - родом именно из Архангельска. До переезда в Великий Устюг он заседал здесь, в небольшом жёлтом домике. Местные жители гордятся также детским парком, «европейским кварталом» и подвесным мостом «как в Сан-Франциско».



Мост в Архангельске. Фото: Александр Беленький

Конечно, в Архангельске есть моменты, которые огорчили путешественников. Подробнее об этом читайте в репортаже Александра Беленького «Архангельск. Столица ветхого жилья».



Архангельская молодежь. Фото: Александр Беленький

Так, в островной части города люди живут в многоквартирных бараках, возделывают собственные огороды, а стирают одежду и моются прямо в реках.



В отдалённых регионах всё ещё моются и стирают в реках. Фото: Михаил Нефёдов

Местные жители говорят, что свой огород действительно выручает, а на зиму заготавливают грибы и ягоды. Другие продукты закупают в основном в крупных сетевых магазинах - там дешевле, да и ассортимент больше. Главное, чтобы такой магазин оказался поблизости. Если же нужно срочно что-то купить, выручают местные сельпо. В регионе можно встретить небольшие сети «Кошелёк», «Петрович» и другие.



Местная торговая сеть «Кошелёк». Фото: Александр Беленький

В таких магазинах есть минимальный набор продуктов, а если у жителя хорошая репутация, он может взять товары в кредит. По сравнению с федеральными сетями, ассортимент здесь, конечно, скромнее, а качество продуктов зачастую ниже Где-то ещё даже пользуются счётами, а платёжные карты и вовсе не принимают.



В региональных сельпо до сих используют счёты. Фото: Михаил Нефёдов

Крупные торговые сети на фоне местных сельпо, как оазис в пустыне, пишет Михаил Нефёдов. Александр Беленький добавляет:
«Часто ли в России, в поселении в полторы тысячи человек, можно найти качественное французское вино или итальянское игристое? А виски, в местах где самый популярный напиток - водка за 200 рублей? Скажете, мужикам это не надо? Кому не надо - возьмёт портвешок «три топора», здесь это тоже есть. Но культуру (в том числе употребления) нужно прививать, и открытие новых магазинов федеральных сетей - это один из способов».



Современный ритейл в отдалённых уголках страны предлагает такой же сервис, что и в крупных городах. Фото: Михаил Нефёдов

Приход крупного сетевого ритейла в регионы отражается и на местных магазинах. Некоторым из них приходится снижать цены (у федеральных сетей цены ниже за счёт больших закупочных мощностей), а некоторым и вовсе закрываться. Некоторые местные сети пытаются копировать и подражать: отсюда всякие «Копеечки» и «Пятаки».



Некоторые региональные магазины пытаются подражать федеральным сетям. Фото: Александр Беленький

Следующая остановка - село Емецк, которое старше Москвы на 10 лет, а проживают здесь менее 1500 человек. В Емецке родился поэт-романтик Николай Рубцов. Дом, где он провёл первый год своей жизни, по-прежнему стоит у выезда из села. Сегодня дом заброшен, окна разбиты - внутри голые стены с облезающими стенами и остатками мебели.



Гордость жителей Емецка - Дом поэта Николая Рубцова, Фото: Александр Беленький

Недалеко от Емецка находится деревня Ратонаволок. Здесь сохранились три церкви, но все одни заброшены. Уцелела только одна.



Старинные церкви российской глубинки, которые могут быть окончательно утрачены. Фото: Александр Беленький

Почти весь маршрут блог-экспедиции прошёл вдоль берега Северной Двины, матери-реки Архангельской и Вологодской областей. Здесь есть навигация, но достаточно скромная. Паромы ходят не вдоль реки, а поперёк. Они перевозят людей с одного берега на другой за 15 рублей, их автомобили - за 250 рублей.



Переправа через Северную Двину. Фото: Александр Беленький

Многие жители отправляются на другой берег, чтобы попасть в ближайшую «Пятёрочку»: в их поселении федеральных торговых сетей нет, только местные магазинчики.



Чтобы попасть в сетевой магазин, необходимо переплыть через реку на пароме. Фото: Михаил Нефёдов

На их стороне жизнь застыла будто бы на сто лет. Электричество провели не так давно, а водопровода и газа до сих пор не существует. На дорогах нет асфальта: в сезон дождей обычные машины не проедут. Приходится передвигаться вот на таком транспорте.



Без серьёзной дорожной техники в глубинке не обойтись. Фото: Александр Беленький

Местным магазинам возле переправы всё сложнее удерживать покупателей: ведь на той стороне есть федеральная торговая сеть. Магазину приходится и цены снижать, и ассортимент улучшать, и платёжные карты принимать. В таких условиях работать им всё сложнее, а вот местные жители только выигрывают.



Из-за близости федеральных сетей местные магазины улучшают сервис. Фото: Михаил Нефёдов

По числу магазинов в населённом пункте можно определить уровень жизни местных жителей. Чем больше хороших магазинов в шаговой доступности, тем лучше качество жизни. А достойных магазинов в глубинке явно не хватает.



Местное сельпо. Фото: Александр Беленький

«Когда ездил по Америке, слышал мнение, что крупный ритейл в провинции - зло. Мол, открывшийся в глуши Walmart убивает местный бизнес и заставляет страдать фермеров. В России ситуация другая, у нас в принципе нормальных магазинов в провинции не сыскать, и то что «Пятёрочка» пошла с экспансией в дальние регионы, это круто.
Сельпо чувствуют конкуренцию и снижают цены, некоторые да, закрываются, потому что не могут поддерживать поставку свежих продуктов, а федеральной сети это делать проще. С другой стороны, жители этих посёлков могут впервые в жизни попробовать хумус или мидии, купить деликатесы к празднику. И, вообще, на прилавках товары из разных регионов на любой вкус - чак-чак из Татарстана, тот же хумус из Питера, рахат-лукум из Ростовской области», - пишет Александр Беленький.

Следующая остановка Красноборск. В селе проживают около 4 тысяч человек, здесь всего одна гостиница. Блогеры пишут, что про ночлег лучше не вспоминать, а с едой в местных кафе всё еще хуже. Самый верный способ не остаться голодным - закупиться продуктами в единственной «Пятёрочке». «Доверия к сыру в заводской упаковке и копчёному мясу всяко больше, чем повару из местного кафе», - пишет Александр Беленький.



Современный ритейл в сельской местности. Фото: Александр Беленький

Говорить с селянами об уровне жизни и достатке - вещь безнадёжная, уверен Александр: «В какой-то момент они сходят с рельс и начинают лупить свою правду и выдавать клише из телевизора. У них огород спутниковыми тарелками засеян!»



Спутниковое телевидение в глубинке. Фото: Михаил Нефёдов

На своём пути блогеры встретили удивительные скульптуры, сделанные местными жителями. Среди них железный полицейский, уличный туалет в виде ракеты, змей-горыныч из старых утюгов и другие чудеса.



Водители снижают скорость при виде полицейского, Фото: Александр Беленький

На очереди Котлас - третий по величине город в Архангельской области с населением более 60 тысяч человек. Это приятный ухоженный городок с обустроенной набережной, но некоторые места пришли в упадок. Здесь есть «Пятёрочка», а значит и привычный набор продуктов для гостей из крупного города.



Город Котлас. Фото: Михаил Нефёдов

На местном вокзале работает магазин старьёвщика. Владеет им бывший начальник вокзала. Чего здесь только нет, и цены невысокие!



Магазин старых вещей в Котласе. Фото: Александр Беленький

Дальше наши путешественники отправились в Республику Коми. Блогеры остановились в небольшом селе Ыб, которое примечательно не только своим названием, но и большим женским монастырём. Паломники монастыря живут в старых вагонах.



Село Ыб. Фото: Александр Беленький

А это центральная набережная Сыктывкара. Что и говорить, Русский Север - это сказочно красиво!


Река Сысола. Фото: Михаил Нефёдов

http://telegra.ph/rus-sever-09-06

Россия

Previous post Next post
Up