"По сравнению с человеком традиционного соборного сознания, застающим при своем рождении ценностную иерархию в готовом виде (так что и выбирать ему не из чего, остается только к ней подключиться), постренессансная личность сама устанавливает для себя ценностные приоритеты. Дело не в том, что для человека теперь не остается неких высших, лежащих за пределами его самого идеалов. Дело в том, что верховным арбитром, регулятором, «хозяином» этих идеалов становится он сам. И здесь противоречие: субъективные по способу «установления» ценности по смыслу своему требуют объективного статуса, требуют проверки истинностью. Ведь духовная ценность - не шутка. Ради нее жертвуют всем, вплоть до собственной жизни. Но невозможно приносить себя в жертву тому, что изначально считаешь лишь продуктом собственного воображения, что не подтверждено социумом, не распространяется на всех. Абсолютность жертвования собой требует универсальности идеала, во имя которого жертва приносится.
<...>
У личности в ее непосредственном распоряжении остается лишь она сама - лишь имманентная ценность себя, своей собственной жизни, судьбы, чувств, желаний и т.д. И хорошо, и слава Богу, если бы на этом можно было остановиться, если бы мы способны были жить в вакууме одинокого упоения собой. Но мы живем в мире, в контакте с другими людьми, а значит, должны подвергнуть проверке своего Бога. Мы, если и впрямь верим в Него, должны стать миссионерами и распространять свою веру. Такова природа истинных ценностей. Тот, кто равнодушно предоставляет право ближним поклоняться, чему им вздумается, быть может, поступает разумно, но делает это лишь потому, что своей веры не имеет, что существование его протекает латентно в пространстве, лишенном конечных смыслов и оправданий."
Посмотри, если интересно, это эссе "Человек дара" из "В поисках реальности" (в заметке ссылка есть).
"По сравнению с человеком традиционного соборного сознания, застающим при своем рождении ценностную иерархию в готовом виде (так что и выбирать ему не из чего, остается только к ней подключиться), постренессансная личность сама устанавливает для себя ценностные приоритеты. Дело не в том, что для человека теперь не остается неких высших, лежащих за пределами его самого идеалов. Дело в том, что верховным арбитром, регулятором, «хозяином» этих идеалов становится он сам. И здесь противоречие: субъективные по способу «установления» ценности по смыслу своему требуют объективного статуса, требуют проверки истинностью. Ведь духовная ценность - не шутка. Ради нее жертвуют всем, вплоть до собственной жизни. Но невозможно приносить себя в жертву тому, что изначально считаешь лишь продуктом собственного воображения, что не подтверждено социумом, не распространяется на всех. Абсолютность жертвования собой требует универсальности идеала, во имя которого жертва приносится.
<...>
У личности в ее непосредственном распоряжении остается лишь она сама - лишь имманентная ценность себя, своей собственной жизни, судьбы, чувств, желаний и т.д. И хорошо, и слава Богу, если бы на этом можно было остановиться, если бы мы способны были жить в вакууме одинокого упоения собой.
Но мы живем в мире, в контакте с другими людьми, а значит, должны подвергнуть проверке своего Бога. Мы, если и впрямь верим в Него, должны стать миссионерами и распространять свою веру. Такова природа истинных ценностей. Тот, кто равнодушно предоставляет право ближним поклоняться, чему им вздумается, быть может, поступает разумно, но делает это лишь потому, что своей веры не имеет, что существование его протекает латентно в пространстве, лишенном конечных смыслов и оправданий."
Посмотри, если интересно, это эссе "Человек дара" из "В поисках реальности" (в заметке ссылка есть).
Reply
Leave a comment