Первобытное искусство
Искусство палеолита
Пещера Шове
(части
1,
2,
3)
Пещера Шове. Изображение пещерных львов. Фото Paul Mellars / Nature.
сompulenta.ru
Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов), развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.
Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства З. А. Абрамова:
"Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода".
цит. по:
Шер Я. Когда и как возникло искусство?
donsmaps.com
Какое-то время рисунок чёрных носорогов из Шове с датировкой 32.410 ± 720 л. н. считался самым древним в мире. Эти и без того впечатляющие цифры были скорректированы в сторону ещё большей древности. Результаты исследований,
опубликованных в 2016 г., показали, что люди обитали в пещере в течение двух периодов: с 37 до 33,5 тыс. лет назад и с 31 до 28 тыс. л. н., причём подавляющее большинство рисунков относится к первому периоду.
Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.
flickr.com/photos/mdsmdsmds
Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по нескольку часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.
Вход в пещеру Шове.
flickr.com/photos/mdsmdsmds
"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в
рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове.
You can watch this video on www.livejournal.com
Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.
Общий план одного из "панно".
donsmaps.com
"Парад зверей".
antropogenez.ru
В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей - быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников - пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.
wikimedia.org
Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и по крайней мере в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.
Носорог Мерка.
dino.disneyjazz.net
Для сравнения - прорисовка изображения шерстистого носорога из пещеры Фон-де-Гом:
artyx.ru
Так что путаница исключена: носороги из Шове "голые" все до одного:
donsmaps.com
flickr.com/photos/hdtk04/
Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода
первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и для того, чтобы представить себе, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей", аналогия с "Прибытием поезда" братьев Люмьер может оказаться бледной. Имеются и другие гипотезы на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.