Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция). 18-15 тыс. л. н.
Местонахождение: Франция, департамент Дордонь.
Возраст изображений: 18-15 тыс. л. н.
Дата открытия: 1940.
Пещера Ласко́ (также Ляско, фр. Lascaux) входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По драматичности истории открытия она уступает Альтамире, а по древности изображений - Шове, но по количеству и разнообразию рисунков оставляет обеих конкуренток позади, а по известности она, возможно, первая в мире.
Ласко расположена в юго-западной Франции, в долине реки Везе́р, близ городка Монтиньяк на территории департамента Дордонь, который известен множеством обнаруженных стоянок первобытных людей и пещер с наскальными росписями. Знаменитая пещера Кро-Маньон, давшая название людям верхнего палеолита, - тоже отсюда. Дордонь даже заслужила в связи с этим титул "колыбели человечества", но возможно, точнее было бы называть её "детским садом человечества", учитывая, что человек как вид сформировался в Восточной Африке и только оттуда явился в Европу.
1. Департамент Дордонь и пещера Ласко на карте Франции
2. Долина реки Везер (Дордонь, Франция)
Почему так называется?
Название пещеры историческое. Пишут, что оно происходит из окситанского языка, означает "каменистое место", и фамилию Ласко носил дворянский род, владевший местными землями; по-видимому, так называли и саму местность.
Как произошло открытие?
Пещера была открыта случайно: 12 сентября 1940 года четверо юных искателей сокровищ обследовали узкий лаз в склоне холма и действительно нашли клад, только намного более ценный - грот с прекрасно сохранившейся доисторической живописью. Мальчишки сообщили о находке своему школьному учителю, а тот - аббату Анри Брейлю, знатоку первобытного искусства, скрывавшемуся в этих краях от немецкой оккупации. Брейль и стал первым исследователем пещеры. Кстати, именно Брейлю принадлежит идея о сакральном назначении расписанных пещер: «Когда мы посещаем украшенную пещеру, мы проникаем в святилище, где на протяжении тысячелетий разворачивались сакральные церемонии».
Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида, первооткрыватели пещеры, расчищают вход в неё. Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита.
Что было потом?
Водить экскурсии в Ласко начали ещё в годы войны, а официально пещера была открыта для посещения в 1948 году и сразу стала одним из самых популярных туристических объектов Франции. То, что сохранялось в первозданном виде тысячелетиями, оказалось возможным разрушить за несколько лет - на полу пещеры появились мхи и лишайники, на стенах и потолке - водоросли и плесень. Чтобы спасти бесценные изображения, в 1963 году государство выкупило пещеру у частного владельца и закрыло её для туристов (часть рисунков, видимо, всё-таки оказалась утрачена). В 1983 году неподалёку от оригинальной пещеры открыли точную копию двух её "залов" - Ласко II. Она построена из бетона на стальном каркасе, а копии изображений сделаны профессиональными художниками с использованием красок, по составу идентичных древним. С 2012 года существует ещё передвижная выставка Ласко III, а в 2016 году в присутствии президента Франции состоялось торжественное открытие точной копии всей пещеры - Ласко IV.
Как устроена Ласко и какие в ней есть изображения?
План пещеры Ласко
Как и позднейшие храмы, первобытные святилища - пещеры - состояли из частей (пространств, зон), различающихся по своему назначению, по степени сакральности и, как следствие, по тем изображениям, которые размещались в той или иной части. Названия "залов" и "галерей" в Ласко, которые для удобства описания предложил Брейль, отчасти также заимствуют терминологию из церковной архитектуры.
Центральная зона - "Зал Быков" (или "Ротонда").
"Зал быков". Вид от входа. Прямо - переход в "Осевой тупик".
www.lascaux.culture.fr
По обеим стенам "Зала быков" тянутся вереницей разномасштабные и накладывающиеся друг на друга изображения животных, создавая впечатление кругового движения. На левой от входа стене движение начинает странный зверь с тупой мордой, отвисшим брюхом и двумя прямыми рогами (его называют "единорогом" или, что логичнее, "двурогом"), перед ним скачут дикие лошади, перекрывающие изображение огромного быка. Три похожих быка идут с правой стороны навстречу.
"Зал быков". Левая стена.
www.lascaux.culture.fr
"Зал быков". Правая стена.
www.lascaux.culture.fr
План основной части пещеры. Изображения "Зала быков".
Рисунок из книги: Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. - СПб., 1997
Роспись идёт по верхней части стен и местами переходит на край потолка. Специалисты спорят, использовались ли для росписи потолка специальные подмостки или просто подножье стен со временем разрушилось, а тогда, тысячелетья назад, оно было достаточно высоким и пологим, чтобы выполнить эти рисунки стоя на нём.
От "Зала Быков" отходят два ответвления. Одно ведёт в "Осевой проход" (или "Осевой тупик").
"Осевой проход". Правая стена.
www.lascaux.culture.fr
Здесь, в "Осевом проходе", находится самое, пожалуй, растиражированное изображение из Ласко, неизменно попадающее во все издания по мировой истории искусства. Это т. н. "Китайская лошадь", написанная золотистой охрой с чёрной контурной обводкой.
"Китайская лошадь"
Её менее известная соседка по стене не менее прекрасна:
Изображение лошади из "Осевого прохода"
Другой выход из "Зала быков" продолжает узкий и низкий пятнадцатиметровый проход ("Пассаж"), переходящий в "Неф" и далее в "Львиный тупик" (или "Кошачий лаз").
Голова лошади из "Пассажа"
www.donsmaps.com
"Неф"
www.lascaux.culture.fr
Изображение бизонов из "Нефа"
www.lascaux.culture.fr
Но, видимо, самая важная зона в Ласко - это углубление в месте соединения "Пассажа" и "Нефа", названное "Апсидой", которое заканчивается провалом глубиной 6 метров - "Шахтой" (или "Колодцем"). Относительно небольшая "Апсида" (до 5 м в диаметре) просто переполнена рисунками животных и знаками, которые выгравированы, а не нанесены краской, трудноразличимы, к тому же наслаиваются друг на друга.
Изображения из "Апсиды". Прорисовка
Рисунок из книги: Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. - СПб., 2008
Если "Зал быков" и "Осевой проход" - это "фасад" Ласко для современной публики, разрекламированный в многочисленных репродукциях, то "Апсида" вместе с "Колодцем" в значительной степени от неё скрыта. Как предполагают исследователи, и для самих первобытных посетителей пещеры это была её святая святых. Именно в "Колодце" находится самое таинственное изображение Ласко, т. н. сцена "корриды".
"Коррида"
www.lascaux.culture.fr
Эта "фреска" не похожа ни на одно изображение в Ласко, да и во всём палеолитическом искусстве с трудом можно подобрать ей аналогии, хотя мотив драматического столкновения человека с быком (в данном случае - с бизоном) хорошо знаком по более поздней традиции. Уникальность сцены вкупе с её иконографической выразительностью и особо сакральным значением рисунка привлекла, разумеется, повышенное внимание специалистов и породила многочисленные интерпретации, которые стоит подробно рассмотреть в отдельном месте.
Сколько лет всем этим рисункам?
Датировка изображений Ласко проблематична, поскольку большинство из них выполнено окисью марганца (чёрная краска) и окислами железа (жёлтая, оранжевая и красная краски), не поддающимися радиоуглеродному анализу. Поэтому для анализа используют органические объекты, найденные в пещере - древесный уголь из светильника, остатки деревянной палки и др.
На официальном сайте Ласко приводятся следующие сведения. В 1951 г. получена датировка 15,5 тыс. л. н. Позднее получены датировки для отдельных изображений - 17,190 ± 140 л. н. и 16,000 ± 500 л. н. Исследования в 1998 г. и 2002 г. дали датировки между 18,600 и 18,900 л. н.
Что означают эти рисунки и для чего их делали?
Это, наверное, самый интересный и самый трудный вопрос из тех, что связаны с палеолитической живописью. Разрешение его, если оно вообще возможно, находится в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии. Здесь можно отметить, что большинство исследователей, конечно, не устраивают наивные теории о примитивной магии (наподобие того, что первобытные охотники, изображая животных, пронзённых копьями, тем самым "наколдовывали" себе удачу на охоте). Понятно, что мы имеем дело со сложно организованным и целостным комплексом мифо-ритуальных практик. Рассмотрение этой крайне важной темы также уместно вынести за рамки статьи о Ласко, при этом можно отметить, что именно Ласко в силу своей исключительной сохранности даёт богатый материал для поисков в данной области.
Можно ли совершить виртуальный тур в Ласко?
Несколько лет назад такая возможность существовала на сайте Министерства культуры Франции, но сейчас виртуальная экскурсия там недоступна. Хочется надеяться, что это временные технические неполадки, потому что помимо всех прочих удобств такого посещения у него были и существенные преимущества перед "живым" осмотром копии знаменитого памятника. Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Яков Шер, бывавший и в оригинальной пещере:
"При том, что копии <...> абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать - бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско-оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это - прежде всего, фрески, затем - звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет".
Основные источники
Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.
Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. - СПб., 2008.
Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. - М., 1972.
Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. - СПб., 1997
Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009
Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.