Уже расхваленный критиками, мини-сериал «Сёгун» (Shōgun) стартовал в конце февраля, и выход серий ещё продолжается. Его в один голос сравнивают с «Игрой престолов», но я сравнивать не буду, потому что такие сравнения стали просто раздражающим клише, а «Престолы» - конечно, гораздо больше, чем про одни только «престолы», про интриги вокруг борьбы за власть. «Сёгун», хочется надеяться, тоже не только про это, и основания для такой надежды вроде бы есть.
Это не римейк известного сериала 1980 года с Ричардом Чемберленом (очень популярного в конце 1990-х в России, кто помнит) в том смысле, что решён принципиально иначе. В первую очередь, с точки зрения
оптики. Но в основе всё тот же роман Джеймса Клавелла (1975).
Спустя 44 года западный мир созрел для того, чтобы, подобно самому герою «Сёгуна», попытаться смирить гордыню и взглянуть на эту историю по-новому, отказавшись от европоцентризма, колониализма и экзотизации. В фильме 1980 года всё равно в центре сюжета был герой Чемберлена, английский моряк (лоцман), оказавшийся волей судьбы в Японии, почти не известной европейцам раннего Нового времени (действие начинается в 1600 году). Именно его глазами, глазами «цивилизованного белого человека» зритель смотрел на японскую культуру и быт.
В новом сериале на первый план выходит линия японского феодала Ёси Торонаги (его сыграл Хироюки Санада, много снимавшийся на вторых ролях в Голливуде, а более всего известный по фильму «Последний самурай» с Томом Крузом). И с первой же серии возникает очень любопытная двойная оптика. Японцы сами считают варваром англичанина (для них он даже поначалу не англичанин, не представитель конкретного народа, просто какой-то пират, невоспитанный злобный дикарь). А для него, конечно, дикари они, хотя довольно быстро (может быть, даже слишком быстро) он проникается уважением к тому достоинству, с которым самураи встречают смерть.
Тема смерти, отношения к смерти, тоже сразу заявлена как одна из ведущих. Один из вассалов Торонаги, пленивший Джона, нашего англичанина, очень интересуется самим моментом смерти, и в «исследовательских» целях варит в котле одного из пленных моряков, внимательно наблюдая и стараясь схватить тайну перехода от жизни к смерти (безуспешно, разумеется).
Так что у «Сёгуна» есть замах и есть претензии на то, чтобы стать одним из главных сериалов этого года. Интересно будет понаблюдать, оправдает ли он выданные авансы и как справится с поставленной самому себе очень непростой задачей, этим новым «бременем белого человека».
Телеграм-канал автора Канал в Дзене