Слово «вечность», как мы помним, пытался сложить из льдин мальчик Кай во дворце Снежной королевы, но у него это не получалось до тех пор, пока в глазу сидел осколок волшебного зеркала. Снежная королева говорит ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господином, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков".
Мастер у Булгакова получает «вечный приют» как высшую награду за свой роман. «Остаться в вечности», «творить для вечности» - заветная мечта людей искусства, можно вспомнить пастернаковское определение художника как «вечности заложника у времени в плену».
Стремлением к вечной жизни отмечены многие религии. Согласно Евангелию от Иоанна, «так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
О вечном на свой лад говорит и философия, и здесь вечное связывается с центральным для философии понятием бытия. "Если что-то пребыло в качестве акта жизни, то это способ бытия. Случиться - это есть способ бытия, и в этом смысле [это событие] вечно. Поэтому Парменид, Гераклит, Аристотель - наши современники в той мере, в какой мы можем забросить себя, или нечто может забросить нас в бытие..." (Мамардашвили).
Понятно, что категория вечности тесно связана с понятиями времени и смерти, и выход в вечность понимается и в обыденном смысле, и в религиозном, и в литературном, и в философском как некий выход за пределы времени и как победа над смертью. Это, в общем, ведь то, к чему осознанно или неосознанно стремится всякий. Обычный человек может мечтать о своём продолжении в детях, политик - о том, чтобы остаться в истории, то есть формулироваться это может по-разному, но общие корни здесь есть всё равно.
А вот дальше понимание расходится. Нас подводит язык, его ограниченность, и «вечная жизнь» зачастую понимается как «бесконечная жизнь». К этому подталкивают и словарные значения слов, и обыденные ассоциации. Примечательно, что Википедия в одной статье
«Вечная жизнь» объединяет сведения о религиозных верованиях и о научной точке зрения на биологическое бессмертие.
Но это принципиальный момент: вечность, вечное, вечная жизнь на религиозном, философском языке - это не бесконечность и не бессмертие. Что такое бессмертная жизнь, сатирически показано Свифтом в «Путешествии Гулливера» в образе струльдбругов. Это такая редкая порода людей, которые действительно бессмертны, но при этом они дряхлеют, болеют всеми возможными болезнями, теряют память и способность понимать речь, они угрюмы, безрадостны, завистливы и представляют из себя ужасное зрелище. Король той страны, где гостит Гулливер, смеясь, предлагает ему взять с собой на родину парочку струльдбругов, чтобы излечить своих соотечественников от страха смерти.
Но вечность не вот это всё, и даже если бы струльдбруги оставались вечно молодыми и здоровыми, как в сериале «Видоизменённый углерод», это всё равно не она. Это что-то другое, что действительно позволяет и
выйти из круга времени, и остановить его стрелу, и преодолеть смерть, но это не просто посмертная память о нас, это нечто большее. Это то, что присутствует и происходит с нами здесь и сейчас, а не когда-то потом. И именно в этом смысле можно говорить о том, что Христос распинаем ежечасно, а Платон и Аристотель - наши современники.
Телеграм-канал автора