О сериале «Эйфория»

Jul 16, 2022 16:20





Euphoria, реж. Сэм Левинсон, 2019 - наст. время, 2 сезона + 2 спецэпизода

Нашумевший, провокативный сериал о жизни американских школьниц (мальчикам, в основном, отданы роли второго плана, за исключением одного антагониста), дружбе, сексе, соперничестве, тусовках, наркотиках, отношениях с родителями, душевных терзаниях, - обо всём, за исключением разве что собственно учёбы, но это-то как раз вполне традиционно. Нетрадиционна здесь та степень, с которой и без того триггерные темы насилия, наркотиков, секса погружены в среду 17-летних героев. Сцены, в которых проявляется эта степень, можно назвать бесстыдными или шокирующими; привычного слова «откровенные» тут уже как будто не вполне достаточно.

Из того, что сразу бросается в глаза, - в фильме много мужской наготы (гораздо больше, чем женской), мужских половых органов в кадре, и вообще тема гомосексуальности, причём скрытой гомосексуальности и внутренней гомофобии, - одна из важных. Так же, как и тема наркомании, она вообще чуть ли не основная. И заслуга «Эйфории» уже в том, что заявленные темы она рассматривает нетривиально и разносторонне.



Так, наркомания в фильме - это не просто какое-то неперсонифицированное зло, пожирающее несчастных детей, и даже не зло, сотворённое руками бесчеловечных наркодилеров. И мы видим не просто распад личности, не просто страшилку о вреде наркотиков. Нет, авторы не упрощают человека до роли объекта приложения злых сил, не снимают ответственности с него самого, пытаются вскрыть проблему, почему так сложно победить зависимость. И дело оказывается не только в физиологии, в химических эффектах наркотиков, но и в психологии. Рефреном звучит мысль главной героини, Рю, блестяще сыгранной Зендеей, о том, что она если и хочет бросить наркотики, стать лучше, то для других, для семьи, близких, но не для самой себя. Надо заметить, что создатель «Эйфории» Сэм Левинсон, сын Барри Левинсона, режиссёра «Человека дождя» и «Доброе утро, Вьетнам», сам в детстве боролся с наркозависимостью, и, конечно, вложил в картину много личного.

Нешаблонна и реализация другой темы, которая представлена одной, но очень яркой героиней - трансдевочкой Джулс. Её репрезентация в фильме отличается деликатностью - авторы фильма не экзотизируют её, не клеят на лоб ярлык трансперсоны. Многие российские зрители, посмотрев сериал, даже не поняли, что она «необычная» девочка. Вместе с тем, сама проблема поиска гендерной идентичности подана весьма особо. Если в первом сезоне Джулс стремится выглядеть ультрафеминно, быть большей девочкой, чем остальные девочки, имеет сексуальные связи только с мужчинами, а роман с Рю - это, видимо, её первые отношения с цисдевушкой, то затем она резко уходит от феминности, перестаёт подстраиваться под мужской взгляд и постепенно ищет своё собственное видение себя. Она говорит: почему женственность - это обязательно слабость? Вот океан - он и сильный, и одновременно женственный, и она хочет быть, как океан. И здесь тоже наверняка сказались личные мысли, чувства самой актрисы, Хантер Шефер.

Говоря на довольно болезненные социальные темы, «Эйфория» не уходит в назидательность, оставаясь ярким художественным высказыванием. А это, думается, очень непросто было, тем более, что речь идёт о детях. В этих случаях внимание общества особенно пристально и требовательно к прямым оценкам. Про уже упомянутую откровенность фильма и говорить нечего. Даже для западной публики сериал стал скандальным, а отечественных сторонников «традиционных ценностей» можно просто пугать «Эйфорией» в вечерних ток-шоу, демонстрируя полное и бесповоротное падение «их нравов».

Телеграм-канал автора

дневник читателя и зрителя, 2010-е, общество, 2020-е, сериалы, квир, кино

Previous post Next post
Up