Кадр из сериала "Игра престолов"
В одном паблике
заметили параллель между сценой из "Игры престолов", где великан хватает маленькую Лианну Мормонт, и знаменитой картиной Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына".
Вообще, первая мысль, что такая картинка - великан держит в руке (в кулаке) на уровне глаз маленького (по сравнению с великаном) человека и хочет его съесть (или просто разглядеть, кто это пищит) - кажется вполне расхожей и узнаваемой без всякого Гойи. Как будто мы много где это видели. Вторая мысль - если уж искать истоки такой иконографии, то возникает ассоциация не столько с Сатурном Гойи, сколько с циклопом Полифемом, поедающим спутников Одиссея. Кстати, Одиссей с циклопом приходят на память ещё и потому, что Лианна расправляется с великаном тем же самым способом - выкалывает ему глаз (причём, к этому моменту он у него единственный!).
Проверяем обе мысли сразу.
Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. Деталь. 1820-1823. Музей Прадо, Мадрид.
Полное изображение в хорошем разрешении можно рассмотреть
здесьДействительно, подобных изображений, в том числе и с участием Полифема (ну или вообще циклопа), хватает, но все они из нашей современности - вторая половина XX века и позднее.
"Кинг-Конг" (реж. Дж. Гиллермин, 1976)
"Геркулес" (мультфильм, Дж. Маскер, Р. Клементс, Walt Disney Pictures, 1997)
Ричард К. Диран. Циклоп Полифем.
Вот ещё несколько современных Полифемов:
Видно, что для современной массовой культуры интересующий нас визуальный образ уже стал шаблоном, но неужели до Гойи его не было? У меня, по крайней мере, найти подтверждение обратному не получилось. Сложно представить изображение человека ничтожным насекомым, зажатым в кулаке огромного монстра, например, в античности, с её культом героев, которые и богов могли подёргать за бороды, не то что каких-то циклопов.
Ослепление Полифема. Амфора из Элевсин. Фрагмент. 675-650 до н. э.
Ренессанс тоже вряд ли мог себе такое позволить. Но вот уже и Новое время, а человек всё ещё не стал банальной закуской:
Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. Ок. 1635. ГМИИ.
Положим, это Одиссей, он герой и он побеждает, а как именно съедают его друзей, целиком или по частям, в общем, не столь интересный предмет для искусства. Но ведь насколько иначе видели художники и тот же сюжет Сатурна (Кроноса)! Вот картина Рубенса, написанная двумя столетиями ранее Гойи:
Питер Пауль Рубенс. Сатурн, пожирающий своего сына. 1630-е. Музей Прадо, Мадрид.
Или скульптура начала XVIII века из петербургского Летнего сада:
Ф. Кабианка. Сатурн. 1716.
При всей дикости и безумии происходящего мы видим всё-таки соизмеримые фигуры: человек терзает человека, - но у Гойи человек превращается в кусок мяса, его съедают, как бургер. Тут слова "дикость" и "безумие" недостаточны, больше подходит "ужас". XX век узаконил и сделал этот ужас привычным, а массовая культура и вовсе - забавным.