Не Эрмитажем единым: Этнографический музей (Петербург)

May 28, 2019 21:39






Маски-личины "Жених" и "Невеста". Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975.
Этнографический музей, Санкт-Петербург.

Ещё один пустующий музей в самом центре Петербурга - Этнографический (ул. Инженерная ул., 4/1). Сейчас там, правда, идёт выставка "Золото империи инков", способная привлечь публику, но в залах основной экспозиции вашей единственной компанией вполне могут оказаться вот такие симпатичные ребята:






Традиционные персонажи масленичного карнавала: "Смерть", Морэ (символ уходящей зимы), "Еврей-музыкант", "Коза", "Чёрт".
Маски-личины изготовлены специально для шествия ряженых. Литва, 1975.
Русские ряженые, может быть, менее выразительные и карнавальные, зато из-за своей безликости более устрашающие:




В музее представлены предметы традиционной культуры (быта, праздников, обрядов) народов бывшего СССР (на сайте музея использован изящный перифраз - "народов России и сопредельных государств"). Очень пёстрая картина. Но разглядывая эту картину, задаёшься вопросом: а что нам этнография? Особенно этнография тех народов, которые продолжают своё историческое бытие, тех, к которым мы сами принадлежим или с кем живём бок о бок.

Можно, конечно, смотреть на все эти предметы быта, обычаи и промыслы отстранённо и поверхностно, как на своего рода экзотику, но это не особенно интересно. А что интересно? Ну, например, понимать, где они сохранились как часть живой культуры, где - как честная попытка продлить традицию индивидуальными усилиями, где они стали формой современной массовой культуры, где - сувенирно-туристическим бизнесом. Иначе всё замечательное собрание музея представляет какой-то вневременной мир, скажем, условного XIX века, синхронический мир.

[План Этнографического музея]







План Этнографического музея.


Ещё понятно, конечно, что очень сложно из национальных костюмов, домашней утвари и чёрно-белых фотографий сложить целостный образ культуры. Вот и фиксируешь частности, на которые падает взгляд.




Фигурка животного (какого? снежный барс? медведь? волк?). Тувинцы. Тувинская АССР. 1970-80 гг.




"Скрипач" и "Барабанщик". Мастер А. Чеснулис. Литва, Варенский р-н, д. Ратничя. 1983 г.




Аргыш - "олений обоз": детская игра. Мурманская обл., Ловозерский р-н, с. Краснощелье. XXI в.
По этой игре дети оленеводов изучают расположение оленей в стаде при переезде обозов, своего рода "конструктор". Каждая косточка означает оленя определенного возраста и вида (самые маленькие - пыжики (телята от рождения до года), побольше - неблюи (от года до четырёх), самые крупные - "быки"-производители (они впереди), по флангам и в арьергарде "быки"-мерины, ездовые).
Долго крутился вокруг макета ярославской сельской ярмарки:




Макет: Сельская ярмарка в Ярославской губ., С. Великое. Начало XX в.













Задумываешься о разнице между музеем вещей и музеем произведений искусства. Последние, в общем, самодостаточны (поэтому возможны, например, выставки одной картины или даже музеи одной картины). А вещи... Тут игра идёт сразу на двух досках. Экспозиция - это одно, реальность, которая стоит за ней - другое, и чтобы добраться до реальности, нужно смотреть как бы сквозь эти манекены в кокошниках или с шаманскими бубнами. И всё равно ясно, что не доберёшься, - тут хотя бы свою собственную культуру понять.

Материал подготовлен для spbblog и проекта "Петербург изнутри".

[Организаторы и партнеры проекта:]Генеральный партнер: Московский кредитный банк
Официальный партнер: Социальная сеть "Одноклассники"
Организаторы проекта: газета Metro, Карта Гостя Санкт-Петербурга и Сообщество Питерских блогеров.
Сайт проекта - http://petersburginside.com



#spbinside2019, в строчку, выставки, XX век, традиционная культура, события, Петербург, XIX век, антропология

Previous post Next post
Up