Что общего между отпечатками ладоней на стенах древних пещер, игрой "в ладушки", изображениями Богоматери на средневековых иконах и присягой на Конституции?
Отпечатки рук из пещеры Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)
Люди каменного века оставили отпечатки своих ладоней в пещерах по всей планете. Наиболее известна в этом плане, наверное, аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (что в переводе с испанского и означает "пещера рук").
Подавляющее число "рук" выполнено "негативным" способом, когда ладонь прикладывается к стене, а краска распыляется сверху, например, через трубку, сделанную из полой кости. Больше встречается левых отпечатков, чем правых. Это может быть объяснено тем, что для правши естественно прикладывать левую руку, а правой - орудовать, держать ту же трубку для нанесения краски.
Технология пещерного рисунка.
Изображение из
статьи в Journal of Archaeological Science
Преобладают "руки" небольшого размера, что привело исследователей к мысли о юношеских инициациях. С предположением об инициациях согласуется и такой факт: на некоторых отпечатках отсутствуют фаланги пальцев. Подобные "калеченые" отпечатки связывают с обычаями ритуального увечья.
"Леворучные [отпечатки] вообще очень страшные, у многих из них у мизинца нет первой фаланги, потому что она отрубалась во время инициации, во время приобщения к породе людей. Человек доказывал, что он человек и у него нет инстинкта самосохранения. Они себе отрубали каменным топором пальчик. Потеря этой части мизинца да ещё на левой руке не так важна была. Память об этом осталась в немецкой сказке "Гензель и Гретель", в ней ведьма просит [мальчика] просунуть пальчик, чтобы проверить, достаточно ли растолстел, а он всё щепку ей просовывал. Отсутствие части мизинца на левой руке - это признак взрослого человека. Так же, как отсутствие клыков во рту, они их вышибали себе, или им вышибали, позже - закрашивали в чёрный цвет. Потому что это признак зверя, звериные зубы."
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
Отпечатки "увечных" рук из пещеры Коске (Франция).
Изображение из
статьи в Journal of Paleolithic Archaeology
При другом объяснении в изображениях рук с недостающими фалангами усматривают знаковые комбинации. В таком случае при выполнении рисунка пальцы могли просто подгибать, а ритуальная ампутация здесь ни при чём.
Трафареты рук из пещеры Гаргас (Франция). Коллаж.
Существовала гипотеза, что отпечатки рук являются самыми ранними памятниками изобразительной деятельности человека и именно эти отпечатки (сначала случайные, а затем многократно воспроизводимые) положили начало изобразительному искусству. Эти идеи развивал, в частности,
Жорж-Анри Люке в 1920-х годах (в СССР в издательстве "Безбожник" в 1930 г. вышел перевод его книги "Религия ископаемого человека"). Слабое место данной теории оказалось в невозможности объяснить и подтвердить переход от чисто механических отпечатков ладоней к контурным рисункам животных. Кроме того, открытия последних десятилетий, от
пещеры Шове до
индонезийских наскальных рисунков, свидетельствуют, что сложные фигуративные изображения столь же древние, как и простые геометрические символы или силуэты рук.
Интересно также, что практиковалось нанесение отпечатков не только человеческих рук, но и
лап сакральных рептилий.
Отпечатки из пещеры Вади Сура II в Ливийской пустыне (Египет).
На фотографии видны изображения двух маленьких ладоней на фоне больших рук.
elementy.ru
Главный же вопрос, который ставят пещерные "руки", это, конечно, вопрос об их смысле, о том, зачем их оставляли. Проще всего (возможно, и точнее всего) ответить, что
"их значение неизвестно". Правда, от такой точности мало толку. Немногим более содержательно объяснение, что это
"весьма архаическая форма самовыражения - «здесь был я»". Почему именно здесь "был я", почему это так важно, просто ли "я" здесь был или что-то делал, почему именно так я отметил то, что́ я отметил? Сакральный характер расписанной пещеры, связь рисунков с первобытным ритуалом, - против этого, кажется, не может быть возражений, но можно ли что-то ещё выведать у молчаливой древности?
Выдающийся археолог
А. Д. Столяр полагал, что отпечатки рук делались во время инициации и свидетельствовали о выполнении "пещерной" её части "абитуриентом" (так этнографы называют человека, проходящего инициацию), вероятно, в составе целой группы. Отпечатки оставлялись на стене рядом с отпечатками рук предков или поверх них.
"Так с помощью элементарной и действительно вечной записи нити сознания, связывающие соплеменников одного поколения и всю нескончаемую цепь родителей и детей, сплетались в неразрывной прочности родоплеменную ткань."
Столяр А. Д. О «гипотезе руки» как традиционном объяснении происхождения палеолитического искусства // Первобытное искусство. - Новосибирск: "Наука", 1976. С. 22.
Идеи о связи отпечатков рук с коммуникацией как между отдельными людьми или их группами, так и между живыми и мёртвыми, духами, чтимыми предками развивает фольклорист
Софья Агранович. Используя лингвистический, археологический, этнографический, фольклорный и мифологический материал, она выходит на широкий пласт смыслов, окружающих символику раскрытой ладони, жеста прикосновения ладонью к сакральным предметам, первоначально - к стене пещеры.
Отпечатки рук рядом с изображением бизона. Пещера Эль-Кастильо (Испания).
fineartamerica.com
Здесь, с одной стороны, важен смысл магического контакта потомков с предками посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которая мыслилась как грань миров - "живого", обитаемого, структурированного мира и "мёртвого", хаотического, хтонического мира, где обитают духи предков.
"Когда человек касается ладонью [стены пещеры], как бы запечатывает её, печать кладет, то с другой стороны его касается предок. Ладонь предка прикасается к его ладони и передаёт ему силу, мощь, спасение."
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
С другой стороны, в этой символике присутствует значение разлуки, но такой разлуки, которая мыслилась как иная форма контакта:
"Это разлука и встреча одновременно, единение живых и мёртвых, предков и потомков, осуществляемая через ритуал, в ходе которого живой просит у мёртвого помощи и защиты, включая его в жизнь рода, некий непрерывный хоровод жизни и смерти, встречи-разлуки."
Агранович, Стефанский, С. 82.
Эти смыслы продолжали свою жизнь в разных культурах, в разных формах знаков, ритуалов, обычаев и текстов, многие из которых дошли до нашего времени. Порой на этом долгом пути древний смысл забывался совсем, порой сохранялся в ином, преображённом виде.
Икона "Ярославская Оранта" ("Великая Панагия") (XII-XIII вв.) Фрагмент.
Протянутые к молящимся раскрытые ладони Богоматери несут смысл защиты, заграждения от безбожного пространства хаоса.
Так, Агранович приводит пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются в детской игре "в ладушки":
"В игре "в ладушки" (в ладошки) играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу, соединение живых и мёртвых, предков и потомков. Показательно, что сейчас эта игра практикуется между ребёнком, сознание которого только пробуждается, и взрослым. Фольклор сохранил и донёс до нас далеко не такую невинную и детскую, как теперь кажется, песенку:
Ладушки, ладушки,
Где были? - У бабушки.
Чего ели? - Кашку.
Чего пили? - Бражку.
Кашка сладенькая.
Бражка пьяненькая.
Сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями."
Агранович, Стефанский, С. 74-75.
"Каша и брага - это полный набор поминальной еды. При этом, обратите внимание, это редко мама делает, это чаще всего делает бабушка. Бабушка здесь заменяет мёртвого предка."
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
Среди других примеров из разных культур и эпох автор называет:
- обычаи, связанные с прикосновением к печи, которая в восточнославянских культурах стала моделью первобытной пещеры (автор также прослеживает родство слов "пещера", "печь", "печать", "печаль", "опека", "упечь", имеющих общую древнюю семантику);
- ритуал прикосновения рук к Стене Плача в Иерусалиме;
- знак Хáмса ("рука Мириам", "рука Фатимы") - еврейский и арабский защитный амулет, изображающий раскрытую ладонь;
- обычай отпечатывать или обводить детскую ладонь на странице письма, адресованного длительно отсутствующему родственнику (чаще всего отцу), который, в частности, был распространён в нашей стране в годы Второй мировой войны;
- "Аллею славы" в Голливуде с отпечатками рук кинозвёзд;
- позу Богоматери "Оранта" (букв. "молящаяся") с поднятыми и раскрытыми ладонями и позу Моисея, удерживающего поднятыми руками вражеские силы во время битвы;
- различные ритуалы присяги, обета, клятвы, заключавшиеся в прикосновении к обрядовому символу: к земле, камню, оружию, книге, сердцу, ладони другого человека;
- игру в салочки, где игроки "застукиваются" ударом ладони о стену, дерево или столб;
- обычаи в современных традиционных культурах Сибири, Австралии, в которых участвуют отпечатки рук.
Президент США Барак Обама с супругой на церемонии инаугурации в Вашингтоне, 2013 г.
Обама приносит присягу на экземплярах Библии, принадлежавших Аврааму Линкольну и Мартину Лютеру Кингу, воспроизводя древний ритуальный жест прикосновения ладони к сакральному предмету. Характерно, что вторая рука при этом поднята и развёрнута ладонью в сторону слушателей и зрителей.
Основные источники
Агранович С. З. Лекции о сказке и мифе.
Агранович С. З., Стефанский Е. Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). - Самара, 2003.
Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.
Первобытное искусство
Искусство палеолита: Обзор памятников
От Большого взрыва до Большого культурного скачка: Обзор
Преистория: Вопросы