Карен Шахназаров на съемках сериала "Анна Каренина"
Пока из отзывов о сериале наиболее интересным показалось
мнение Дмитрия Быкова, а немногочисленные попытки заступиться за фильм (
раз,
два) выглядят не слишком убедительно.
* * *
Что касается замысла фильма, Карен Шахназаров
не скрывает, что его интересовала главным образом тема взаимоотношений мужчины и женщины (об этом он
говорит и в "Белой студии", и говорит, надо заметить, скучновато). Из многогранного романа, таким образом, извлекается одна грань - история любви и непонимания в этой любви. Часто приводят слова самого Толстого о своём романе: "Я горжусь... архитектурой - своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок". Благодаря фильму Шахназарова становится понятно, что без второй половины "свода", без линии Левина и Китти, постройка не удерживается, одинокая история Анны становится плоской и приземлённой. Дело оказывается не в том, что Левин автобиографичен и выражает терзания самого Толстого, а в том, что только опираясь друг на друга, эти две истории возвышаются, выходят из того "отношенческого", любовно-семейного плана, и тогда адюльтер с Вронским становится почти богоборческим и трагическим актом человека, настаивающего на своём праве на счастье, на устроение собственного бытия. У Шахназарова получается, скорее, затянутый очерк на тему семейной психологии. Кстати, именно семейной, потому что, скажем, тема страсти, безумной, необъяснимой и губительной, не в фокусе фильма, картина зарождения этой страсти размыта. Зато мы в подробностях можем увидеть, почему не получается семейное счастье у Анны с Вронским: ей нужно, чтобы он был всё время с ней, а у него есть ещё другие интересы в жизни, общественная деятельность, друзья. Это всё может быть интересно и глубоко, конечно, дело не в "мелкотемье", а в том, что не видно средств, за счёт которых эта глубина могла быть обретена.
По-видимому, таким средством должна была стать "военная" часть фильма с состаренным (но не состарившимся) Вронским. Казалось бы, вполне по-толстовски - сцены мирной жизни перемежаются военными действиями, к тому же, вот вам вторая половина свода взамен Левина. Кинокритик Ю. Гладильщиков
высказывает предположение, что "Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну, а потому и японская война не может быть выиграна", с которым трудно согласиться. Для искусства сомнителен уже сам поиск виновных в гибели страны, это больше по ведомству идеологии. Да и высшее общество во всей этой истории демонстрирует, скорее, не инфантильность и эгоистичность (тогда уж и Каренина не менее эгоистична), а ханжество. И в сериале тема лицемерия высшего света, травли Анны тоже не заостряется (можно сравнить с фильмом Райта). К тому же, если даже допустить, что Вронский ничего не понимал про свет, а после романа с Анной "прозрел", то это "прозрение" должно было наступить, вероятно, много раньше русско-японской войны. Предположу со своей стороны, что "военная" часть фильма оправдывалась замыслом показать всю историю глазами Вронского и, кроме того, как уже говорилось, была призвана "подпереть" оставшуюся в одиночестве линию Анны. На мой взгляд, "подпереть" не получилось, потому что эта вторая часть не выросла в самостоятельную историю - для сюжета, соизмеримого с основным рассказом, спасения девочки-китаянки, напоминающей Вронскому о погибшей дочери, оказалось недостаточно. Как результат, с точки зрения архитектуры сериал вышел сильно перекошенным; возможно, даже есть угроза обрушения от топота чёрных коней с кучером из преисподней, уносящих Анну то ли на последний вокзал, то ли за грань безвкусицы.
You can watch this video on www.livejournal.com