Кусочек средней Италии (2). Сиена. Пьяцца-дель-Кампо. Историко-культурный контекст

May 21, 2016 14:15






Амброджо Лоренцетти. Вид Сиены. Фрагмент фрески "Плоды доброго правления". 1338-1340

В фильме Кеннета Кларка "Цивилизация" Сиена на краткий момент попадает в поле зрения автора, когда начинается рассказ о переходе от куртуазного, рыцарского, готического мира к новому - городскому, торговому, практическому. При этом подчёркивается, что "Сиена по сравнению с Флоренцией оставалась в какой-то степени средневековой".

image You can watch this video on www.livejournal.com



Можно сказать, что Сиена была нетипичным городом новой эпохи. Идя в ногу со временем по части бурного развития торговли и банковского дела, она длительное время сохраняла византийские и готические традиции в культуре, не консервируя, но сплавляя и преображая их, взращивая из них нечто своё, не отгораживаясь наглухо и от модных новшеств, но не изменяя сдержанности и вкусу. "Византия в ее толковании приобрела небывалую нежность, умилённость; готика же потеряла присущую ей рассудочность и сухость" (А. Бенуа). Сиенское искусство в XIII-XV веках искало не новых средств выражения, не переворота, а верных оттенков, тонких смещений на фоне существующих формул (можно ли в этом смысле сравнить его со "школой гармонической точности" в русской поэзии начала XIX века?).

Если у городов есть свои характеры, то Сиена нежна, сентиментальна, утончённо-чувственна, артистична, но как женщина, она бывает и склочна, и мстительна. "Город с женственной склонностью к прекрасному и неспособностью к политической мысли" (П. Муратов). Последнее обнаруживалось в бесконечных внутренних раздорах, которые как будто отразил даже герб Сиены с белой и чёрной полосами. "Этот город управляется так сумасбродно, как никакой другой город в Италии" - сказал о Сиене французский дипломат Филипп де Коммин. Осуществлялось это "сумасбродное управление" между тем в красивейшем месте - на главной городской площади Пьяцца-дель-Кампо в здании городского совета Палаццо Публико (так и просятся быть произнесёнными вслух эти перекатывающиеся и подпрыгивающие итальянские названия).








Пьяцца-дель-Кампо с воздуха

flickr.com/photos/holy455, italy24.ilsole24ore.com, perphotography.co.uk

См. также: 3D панорама Пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо имеет необычную вогнутую форму. Она похожа на воронку, в ней есть что-то и от античного театра или стадиона, причём в дни празднеств функции трибуны выполняет не только раковина самой площади, но и балконы и даже крыши домов, замыкающих площадь со всех сторон. В веерообразной форме площади видят также символическое отображение плаща Девы Марии Заступницы. Девять секторов, на которые разделена Пьяцца-дель-Кампо, отсылают к числу членов городского совета, управлявшего городом в конце XIII - 1-й половине XIV века, лучшее время в истории Сиены.

На этой площади, способной, кажется, вместить в себя всё население города (в наши дни оно составляет около 50 тысяч, и это вдвое меньше, чем было в XIII веке), происходили все самые значительные события. Здесь проповедовал многотысячной толпе святой Бернардин, живший в XV веке, очень популярный и почитаемый в городе (сейчас считается покровителем пиарщиков). Здесь устраивались народные увеселения и состязания, даже бои быков, которые в утончённой Италии не прижились.





Сано ди Пьетро. Св. Бернардин проповедует на площади Кампо. 1445
Винченцо Ручини. Бои быков на площади Кампо в Сиене. Ок. 1585

Но важнейшим праздником, конечно, являлись и являются по сей день, привлекая толпы туристов, знаменитые скачки на неосёдланных лошадях - Палио, без призов и букмекеров, которые два раза в год переворачивают весь город вверх дном. Соревнуются контрады - городские кварталы, имеющие многовековую историю взаимоотношений, символику и прочее. Скачки предваряются пёстрым шествием горожан в средневековых одеждах цветов своих контрад, со знамёнами, трубами и барабанами. Своей бескорыстной соревновательностью Палио напоминает древнегреческие спортивные состязания, в которых победа давала тоже лишь символический приз. У П. Муратова сиенскому Палио посвящено десять страниц восторженного описания.




Палио в Сиене. Наши дни

travelandservice.it

Официально Палио ведёт своё начало с 1310 года. В этом же году было закончено строительство Палаццо Публико - нового дворца для заседаний городского Совета Девяти. Замечательно, что и нынешняя мэрия Сиены располагается здесь же, только на втором этаже, тогда как первый этаж представляет из себя музей с фресками Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти, достойными отдельного рассмотрения несколько позднее.

Когда входишь через узкую улочку на Кампо, первым делом на тебя обрушивается колоссальная стометровая башня. Она была пристроена к ратуше в 1338-1348 годах и возносилась над городом, как маяк. (Надо в скобках отметить, что Сиена лежала на главном паломническом пути, из Лондона в Рим, так называемой Дороге франков; на том и разбогатела.) Конечно, сиенцы не были бы сиенцами, если бы не смягчили строгую мощь и великолепие башни, назвав её не без юмора Башней Обжорой - Торре-дель-Манджа. Петербургский искусствовед В. Лисовский полагает, что "скорее всего, в таком названии содержится напоминание о далеко не малых средствах, поглощённых башней во время строительства". Потомкам же, взирающим на это чудо (в самом деле, оказавшемуся на Кампо нужно некоторое время для того, чтобы прийти в себя), думаю, очень сложно упрекать в расточительстве городские власти минувшего времени.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Пьяцца-дель-Кампо

Массивность, суровый крепостной вид и башни, и ратуши заставляют, однако, помнить о том, что жизнь средневековых итальянских городов не была наполнена одним только искусством и праздниками. Находясь между молотом и наковальней (между папой и германским императором), они, чтобы отстоять свою свободу, нуждались в союзнике и должны были выбирать какую-то сторону. Противоборство свободных городов в Италии, таким образом, носило "партийный" характер и определялось тем, чьи сторонники управляют городом - императора (гибеллины) или папы (гвельфы)1. Абсурдность непримиримой вражды по клановому признаку, снова актуальной в наши дни, демонстрирует как реальный пример великого Данте, который, сам будучи гвельфом, гвельфами же (другой их группировкой) был навсегда изгнан из родного города, так и ещё более убедительный литературный пример Монтекки и Капулетти. (Интересно, что если бы Ромео и Джульетта действительно существовали, то их трагическая история вполне могла происходить на глазах того же Данте, нашедшего после изгнания временный приют в Вероне.)

Как бы то ни было, Сиена до конца XIII века - гибеллинский город, а её главный конкурент, Флоренция, - гвельфский, что и обостряет их соперничество. Важнейшее, прежде всего в символическом отношении, событие в истории Сиены - победа над Флоренцией в битве при Монтаперти в 1260 году. Как это иногда случается в истории, победители вдвое уступали по численности побеждённым, но на их стороне оказались силы иного порядка.





Страницы рукописи 1442-1443 гг. о битве при Монтаперти. На первой иллюстрации изображен эпизод, в котором отличавшийся необычайно острым зрением барабанщик Черето Чекколини взобрался на башню (только не на Торре-дель-Манджа, её ещё не было) и оттуда сообщал оставшимся в городе о ходе битвы. На второй - как можно видеть, сама кровавая битва.

По преданию, в разгар боя один из флорентийцев, Бокка дельи Абати, отсёк руку своему же знаменосцу (то ли потому, что сам был скрытым гибеллином, то ли из-за женщины). Знамя вместе с отрубленной рукой оказалось на земле, что, по одной версии, посеяло панику в рядах гвельфов, а по другой - побудило тайных сторонников гибеллинов во флорентийском войске обратить оружие против своих. Так или иначе, это стало ключевым моментом в битве. Здесь снова есть повод вспомнить Данте, который безжалостно отправил Абати аж в девятый круг Ада, к предателям, где тот пребывает вмёрзшим по шею в лёд:

Потом я видел сотни лиц во льду,
Подобных песьим мордам; и доныне
Страх у меня к замерзшему пруду.

И вот, пока мы шли к той середине,
Где сходится всех тяжестей поток,
И я дрожал в темнеющей пустыне, -

Была то воля, случай или рок,
Не знаю, - только, меж голов ступая,
Я одному ногой ушиб висок.

"Ты что дерешься? - вскрикнул дух, стеная. -
Ведь не пришел же ты меня толкнуть,
За Монтаперти лишний раз отмщая?"




Гравюра Гюстава Доре. Данте тянет за волосы несчастного Абати, вынуждая того открыть своё имя

К врагам сиенцы не были великодушны: грабили и убивали сдающихся в плен, а знамя Флоренции привязали к ослиному хвосту и проволокли в пыли. Вообще, чтобы не сложилось одностороннего впечатления о жителях средневековой Сиены как исключительно о тонких ценителях искусства, умеющих радоваться и постоять за свою свободу, справедливости ради стоит отметить и другую сторону. Так, петербургский историк искусства А. Степанов пишет: "Когда знакомишься с историей этого города, то кровь стынет в жилах от демонстрируемой его гражданами смеси спеси с цинизмом", - и приводит показательный эпизод, когда сиенцы, чтобы достойно отблагодарить одного кондотьера (наёмного военачальника) за спасение города, убили его, а затем провозгласили святым и вечным покровителем Сиены.

Зная о таком "творческом" подходе сиенцев к общественно-политическим решениям, не приходится удивляться тому, что торжество их не было продолжительным. Всего девять лет потребовалось Флоренции, чтобы нанести ответный удар в битве при Колле, и с этого момента Сиена в значительной мере утрачивает политическую самостоятельность (хотя ещё сохраняет свободу); в ней устанавливается власть гвельфов и Совета Девяти, составленного из олигархов, представляющих крупные банкирские семейства. Признав верховенство Флоренции, Сиена теперь участвует в войнах на её стороне.

Палаццо Публико (мы снова возвращаемся на Кампо) возводился в 1297-1310 годах, уже при гвельфской власти. Поэтому зубцы его башен прямоугольные, тогда как в гибеллинских крепостях и дворцах они раздвоенные, "ласточкиным хвостом". (Московский Кремль, который строили в конце XV века итальянские архитекторы, получился "гибеллинским"; как пишет О. Воскобойников, "поразмыслив, зодчие сочли, что великий князь Московский уж точно не за Папу".)

Огромный диск с буквами на фасаде - это монограмма Иисуса Христа, которая является атрибутом уже знакомого нам святого Бернардина. Это важный религиозный символ для Сиены. Самого Бернардина эта монограмма, как правило, сопровождает в изображениях. По одному из наиболее распространённых толкований, буквы "IHS" означают "Iesus Hominum Salvator" - "Иисус, Спаситель человечества" (есть и другие версии).





Фасад Палаццо Публико
Зубцы стен Московского Кремля

Странным образом Сиена как будто не замечает поражения. (Здесь есть выход на тему того, как вообще однозначно оценивать что-то как поражение или победу при столь многообразных последствиях.) Показателен тот факт, что когда в 1308 году знаменитый местный художник Дуччо получает беспрецедентный по стоимости заказ от собора на грандиозную алтарную картину, её завершение через три года с невиданным размахом и патриотическим подъёмом празднует вся Сиена. И эти торжества, и Палио, порядок проведения которого был утверждён в то же время, имели отчётливую связь с победой при Монтаперти, которая затмила собой все последующие неудачи, территориальные и политические уступки Сиены.

Впрочем, в любом случае, можно сказать, что реванш за них Сиена взяла в культурном отношении. На конец XIII - начало XIV века приходится взлёт сиенской живописи, а в 1339 году начинает воплощаться грандиозная затея - строительство огромного второго собора, который должен был затмить собор св. Петра в Риме (не тот, что мы знаем теперь, а старую базилику, построенную ещё при Константине Великом). Не получилось из-за страшной эпидемии чумы, прозванной "Чёрной смертью", обрушившейся в 1348 году на Италию и всю Европу. Эпидемия сократила население Сиены на две трети, её жертвами пали одни из самых значительных живописцев сиенской школы - братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти.

После чумы свергается Совет Девяти, в городе начинается чехарда со сменой правительств. Дело близится к развязке. История независимой Сиены окончательно прекращается в 1555 году, когда восстание против чересчур навязчивого покровительства императора Карла V завершилось истреблением сиенской армии испанскими войсками и поражением республики2.




Осада Сиены. Рисунок XVI века

Между прочим, как видно и на этом рисунке, и на приведённой выше картине Винченцо Ручини, Торре-дель-Манджа была далеко не единственной башней Сиены, на изображениях её не так-то просто и различить среди остальных. Всё это были жилые башни, принадлежащие самым богатым семьям, "средневековые небоскрёбы", как их называют. В большинстве городов, в том числе и в Сиене, они не сохранились. Редкое исключение - Сан-Джиминьяно, но до него ещё надо добраться.

А Сиена была передана Флорентийскому герцогству, которым правили Медичи. Видимо, с этого момента на Палаццо Публико рядом с чёрно-белыми гербовыми щитами Сиены появились шары - знак Медичи.




Герб Медичи на фасаде Палаццо Публико

Чтобы перекинуть мост к следующей части заметок, посвящённых наконец сиенской живописи, сделаем задел в виде краткого её обзора от сестры Венди, английской монахини-отшельницы и историка искусства. В нём же можно увидеть кадры с костюмированной средневековой процессией, снятые во время праздника Палио (это как раз из разряда "лучше один раз увидеть").

image You can watch this video on www.livejournal.com



Фрагмент фильма "BBC. Всемирная история живописи от сестры Венди" (1996)
Продолжение следует...

Примечания

1 Подробнее о противостоянии гвельфов и гибеллинов можно прочитать в статье О. Воскобойникова в журнале "Вокруг света".

2 И о битве при Монтаперти, и об испанской осаде очень ярко рассказывает П. Муратов ("Образы Италии", главы "Монтеаперти" и "Конец Сьены").

средние века, в строчку, Италия, поездки, Возрождение, XIII век, история, XVI век, архитектура, живопись, XV век, XIV век

Previous post Next post
Up