![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/17637960.9/0_13ab9b_5d6cc558_orig)
Рисунок Эдгара Дега, использованный как иллюстрация к новелле "Заведение Телье" (изд. 1934 г.).
Обычно лучшей новеллой Мопассана признают "Пышку", в которой при всех её достоинствах заметны однозначные оценки, пусть и не произнесённые вслух.
"Заведение Телье" при той же яркости и живости описания отличается гораздо большим простором для толкования, который можно сравнить с чеховским. Это, пожалуй, объективность, да, но не натурализм в смысле бесстрастной регистрации фактов. Мопассан вполне чувственен. При этом нет и идеализации ни героинь-проституток, ни тем более вообще "трудового народа". Эта новелла, в отличие от "Пышки", лишена какого бы то ни было мотива "обличения" правящих кругов, аристократии; посетители заведения Телье - это третье сословие.
Мопассан сталкивает высокое и низкое. Девушки действительно испытали в церкви очищение, святой дух и вправду снизошёл на них, как сказал священник. В дурном нравоучительном рассказе они бы, наверное, бросили своё постыдное занятие и обратились к благочестивой жизни. У Мопассана они тем же вечером возвращаются к своей работе. Сценой веселья в борделе и заканчивается новелла. Отличается ли этот вечер в заведении Телье от других подобных вечеров? По-видимому, да. И гости, и хозяйка демонстрируют бескорыстную щедрость, девушки позабыли прежнюю ревнивость, царит атмосфера счастливого единения. Хотя бордель остался борделем, совершается нечто удивительное: разврат (в общепринятом смысле) происходит в свете духовности, становится актом бытия и перестаёт быть развратом. Скорее всего, на следующий вечер всё вернётся на круги своя, но сегодня это так. Мало того, что Бог открыт всем, так Он ещё может быть с тобой в совсем не подходящих местах и занятиях.