К теме:
Отличие человека от животного Роберт Сапольски - биолог, невролог и нейрохирург, профессор Стэнфордского университета в США, автор нескольких научно-популярных книг, в том числе «Почему зебры не болеют язвой» и «Мемуары примата: Необычная жизнь невролога среди бабуинов».
В
движении "Брайтс" перевели на русский его лекцию "Мы особенные? Или просто приматы?". Другая лекция, очень близкая по тексту к этой, с теми же примерами,
опубликована на "Снобе", там же есть её конспект.
You can watch this video on www.livejournal.com
Сапольски утверждает, что отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами. На остроумных примерах он показывает те механизмы, которые имеют схожее устройство у животного и человека, хотя могут использоваться человеком иначе, - сюда входит агрессия, модель психического, "золотое правило" морали (поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой, и наоборот), эмпатия (сопереживание), удовольствие от предвкушения награды, даже культура.
А вот то, что не имеет аналогов в животном мире, сводится у Сапольски к двум пунктам. Это, во-первых, образное мышление (использование символов, метафор, фигур речи, отвлечённых идей), причём в процессе развития мы заставили работать свой мозг метафорическим же образом: за реакции на моральное отвращение или на чужую боль у нас реагируют те же отделы мозга, которые активируются соответственно при вкусовом отвращении и физической боли. Смешивание символического и реального у человека учёный подтверждает ссылками на эксперименты, из которых очень интересным показался тот, где участников просили рассказать о своих грехах, после чего части из них дали возможность сходить в туалет умыться, а другим нет. После этого в комнату с участниками эксперимента входил ассистент, у которого было много бумаг в руках, и он их ронял. Те испытуемые, которые умылись, были меньше расположены помогать ассистенту, так как они уже "очистили" свои грехи. Здесь удивительным образом евангельская метафора про "умывание рук" работает на самом буквальном уровне.
Главной же нашей особенностью и отличием Сапольски называет моральный императив или стремление сделать невозможное, изменить мир к лучшему несмотря на твёрдое опытное знание о невыполнимости этого. Между тем, сам Сапольски
убеждённый атеист и не связывает наличие этого императива обязательно с религией, но при этом считает поступки людей в соответствии с ним вопреки всему остальному "одной из самых нерациональных, безумных и величественных вещей, на которые мы способны как вид". Он, впрочем, не делает и явного вывода об исключительно имманентной основе нравственного императива.
Не лишне заметить, что деятельность
Элен Прежан1, на которую ссылается Сапольски в качестве примера веры в невыполнимое, сама по себе незаурядна. Вряд ли иррациональное стремление улучшить мир переполняет все семь с лишним миллиардов человек на Земле 24 часа в сутки. Стоит ли в таком случае распространять это свойство как неотъемлемое на всё человечество в противопоставление животному миру? Свои мысли по этому поводу я пытался сформулировать ранее
здесь.
Примечания
1 Католическая монахиня, которая заботилась об осуждённых к смертной казни на юге США. Её истории посвящён фильм
"Мертвец идёт" (реж. Т. Роббинс, 1995).