Очередь

Jun 27, 2015 11:20



Последний день раздачи золота Куоминтангом. Шанхай, Китай, 1949.
Фотография А. Картье-Брессона.


Мераб Мамардашвили (1930-1990)

"Право, законность, искусство [мораль, история] и так далее являются сложными продуктами цивилизации, изобретением и, будучи изобретёнными, являются органами нашей жизни. В них, если они есть, воспроизведутся в нас определённые человеческие качества. Без них, имея тот же человеческий материал, мы будем получать элементалы или зомби, поскольку человеку по природе несвойственно быть человеком... <...> Это ощущение... какой-то "мускульности" общественной жизни... <...> Соберите людей вместе и лишите их этих мускулов, и в действие вступят законы или такие социальные отношения, которые полностью определяются борьбой за выживание, воспроизводством рода, когда, например, человеком можно и гвозди забивать; представьте себе физическую массу, когда можно расходовать человеческую силу по законам массы, можно навалиться всей оравой на одного умного и сложно организованного противника и не умением или доблестью его победить, а просто задушив своей массой, разорвать на части, как это делает толпа натравленных малолеток. <...>

Можно воспользоваться метафорой очереди. Чем характеризуется очередь? Тем, что в ней все друг друга ненавидят, в то же время все связаны друг с другом, истерически сцепляются друг с другом, потому что очередь выделяет себя по отношению к остальному миру, который или в эту очередь пытается проникнуть, или от него зависит выдача того, что маячит в самой голове очереди. И в этой очереди нельзя высовываться, не надо - представьте себе зрительно - быть головой выше ее, не надо выпендриваться, нужно полностью соответствовать состояниям, которые возникают между сбившимися телами. Я однажды видел замечательную фотографию, которая зрительно закрепила во мне ощущение того общества, которым является очередь. Очередь может послужить метафорой для понимания многих вещей, которые с нами происходят, - например, зависимость друг от друга и в то же время ненависть к впередистоящему, надежда на то, что он исчезнет и ты продвинешься вперед на один шаг; и в то же время выделение себя очередью из окружающего мира, «верность» ей и так далее. (Можете наложить на это все известные анекдоты, в которых рассказывается об очередях и о том, что бывает в начале очереди.) Это фотография известного французского фотографа Картье-Брессона - очередь в Китае конца сороковых годов1 (совершенно фантастической силы снимок очереди: драматические лица, сплетённость - люди держались друг за друга и в то же время выталкивали друг друга, не пускали друг друга и сплелись в такую массу, что, если дать ей один маленький толчок, она вся, как один человек, колебалась и шаталась бы как на ветру).

Это метафора для понимания того, что случается тогда, когда человеческие действия не канализируются через структуры, через приставки. А когда мы без них, тогда мы соединяемся в то, что можно было бы назвать элементарными формами социальной жизни, которые начинают действовать тогда, когда из человеческого тела, из человеческого материала, из общественного тела вынуты структурирующие стержни. Вот, например, немцы такие структурирующие стержни и вынимали, когда они говорили, что нам не нужно никаких представительных институтов, никакого формализованного законопорядка, а формализация означает стадиализацию, преобразовательную обращаемость, если можно так выразиться, «эскалацию» любого действия, которое по мере эскалации кристаллизируется, осмысляется, приобретает форму и так далее. «Нам не нужно ничего этого - один народ, одно государство, один фюрер»".

Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики). - СПб, 2012

1 Имеется в виду фотография Картье-Брессона «Последний день раздачи золота Куоминтангом, Шанхай, 1949 год». С обесцениванием бумажных денег Куоминтанг [националистическая партия Китая] решил выдавать по сорок граммов чистого золота на человека. В декабре в многочасовых очередях в Шанхае собрались тысячи людей. Многие были задавлены в очередях насмерть. - Примеч. ред.

1920-е, общество, 1930-е, 1940-е, Германия, XX век, словарь, Мамардашвили, Китай

Previous post Next post
Up