Каспар Давид Фридрих. А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев. 1827.
Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Два романтика, русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) и немецкий художник Каспар Давид Фридрих (1774-1840) были знакомы, несколько раз встречались, Василий Андреевич всячески участвовал в судьбе Каспара Давида, и сам покупал его работы, и друзьям-знакомым рекомендовал, вплоть до императорской фамилии.
В
статье на "Арзамасе" их отношения даже названы "романтической дружбой", хотя такая степень их близости самим материалом не сказать чтобы подтверждается:
"Первый раз Василий Жуковский увидел картины Каспара Давида Фридриха на стенах дворца прусского короля во время путешествия по Германии со своей ученицей - великой княгиней Александрой Федоровной, которая ранее была принцессой Прусской, - в 1820 году. <...>
В 1821 году, когда Жуковский впервые лично встретился с Каспаром Давидом, он был удивлен, что выглядит тот совсем не как настоящий романтик. Жуковский рассказал о своих впечатлениях ученице - Александре Федоровне:
«Кто знает Фридриховы туманные картины и по этим картинам, изображающим природу с одной только мрачной ее стороны, вздумает искать в нем задумчивого меланхолика с бледным лицом, с поэтическою мечтательностью в глазах, тот ошибется. Лицо Фридриха не поразит никого, кто с ним встретится в толпе... простодушие чувствительно во всех его словах, он говорит без красноречия, но с живостью искренности и чувства, особливо когда коснешься до любимого его предмета, до природы, с которою он как семьянин...»
В 1825 году в мастерскую художника заходит близкий друг Жуковского - историк и государственный деятель Александр Иванович Тургенев. <...> В 1827 году уже вместе Жуковский и Тургенев заезжают в Дрезден и заказывают Фридриху новые «печальные картины». К этому времени первый лишился своей любимой (в 1823 году в родах умерла Мария Протасова-Мойер), второй - брата Сергея. <...>
Теперь картины Каспара Давида при посредничестве Жуковского регулярно отправляются в Петербург. И хотя в Пруссии «первооткрыватель трагедии в ландшафте» уже вышел из моды, и даже Жуковский пишет о нем как о человеке, «пережившем свое дарование», в России собирается неплохая его коллекция. <...>
В 1835 году Фридрих пережил инсульт и больше не мог писать маслом, ограничивался небольшими рисунками сепией; Жуковский ходатайствовал о нем перед великим князем Александром Николаевичем, напоминая слова, будто бы сказанные в 1820 году императором, тогда еще великим князем, Николаем Павловичем: «Фридрих, если будешь в нужде, дай мне знать, я тебе помогу», и добавил от себя: «Заступите теперь место государя и помогите ему. Позвольте мне именем вашим [если сами не найдете времени] взять у него на одну или две тысячи [рублей] рисунков и картин, что найдется».
Последний раз Жуковский побывал в Дрездене за два месяца до смерти Фридриха, отбирая рисунки для Александра: «19 марта 1840 года. К Фридриху. Грустная развалина. Он плакал, как дитя. 20 марта. Середа. Пребывание в Дрездене. Выбор рисунков Фридриха для великого князя». После смерти художника закупка картин стояла обязательным номером в берлинских и дрезденских поездках Василия Андреевича, что продолжительное время было заметной помощью обнищавшей семье Фридриха".
Картина, на которой изображены Тургеневы и Жуковский, вероятно, была заказана А. Тургеневым Фридриху в 1827 году после смерти брата Сергея от душевной болезни и затем подарена Жуковскому.
В 1841 году Жуковский уехал за границу навсегда. С собой он увез 50 рисунков Фридриха. Впоследствии часть работ Фридриха, приобретённых Жуковским и при его участии петербургской знатью и императорским домом, оказалась в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем. 1822.
Холст, масло. 135x170 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ссылки:
Богатко Ю. Романтическая дружба немецкого художника с русским поэтомНечаева Н. "Картины... как баллады"Рачеева Е. Каспар Давид Фридрих