![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15510/17637960.7/0_109336_f1c8a9e6_orig)
С. Онучкин. Горка. 2013.
Холст, масло. 450x200 см.
Выставка молодого московского портретиста Сергея Онучкина, которая проходит в Национальной галерее Республики Коми, представляет мифологический образ живой исконной Руси, свято сохраняющей древние традиции в современной деревне, вот, в частности, в селе Усть-Цильме на северной окраине нашей огромной страны.
Полыхающие красно-зелёные парчовые наряды, которые раз в год достаются из сундуков, кухонная утварь, предоставленная музеем для натюрморта, - всё это прекрасно работает на изображение подчёркнутой самобытности усть-цилёмов. В аннотациях к картинам очень много сказано про духовность, сохранение традиций, семейные устои, Древнюю Русь, про открытость и щедрость усть-цилёмов... Всё это вполне может впечатлить чувствительного зрителя.
С. Онучкин. Крестьянская трапеза. 2013.
Однако, за этим «потёмкинским» фасадом остаётся общая для сельской России депрессивность, отсутствие работы, повальный алкоголизм, а также черты уже специфически усть-цилемские: суровая патриархальность семьи (в то время как на картинах преимущественно женщины), староверческие суеверия (особенности веры усть-цилёмов в описаниях картин и статьях, посвящённых выставке, аккуратно обходятся стороной).
Конечно, надо отталкиваться от творческой задачи, и, вероятно, она состояла не в том, чтобы по-настоящему разобраться в замысловатом переплетении в жизни Усть-Цильмы современных проблем села и древней, чуть ли не языческой, культуры, а ограничивалась «передачей образа необъятной Руси, нашей национальной самобытности», по словам самого автора.
С. Онучкин. Душа Усть-Цильмы. 2013.
Интересно, что при всей отмеченной парадной мифологичности талант молодого художника даже вопреки его творческой воле позволяет заглянуть в «тёмную» сторону усть-цилемского характера. Так, в работе «Душа Усть-Цильмы», которая стала «лицом» выставки, за пристальным взглядом девушки, её широкой улыбкой и прямой позой со скрещенными руками при всей внешней «открытости, щедрости и гостеприимстве», о которых ласково сообщает аннотация, ощущается затаённая и подлинная неуступчивость, настороженность и обособленность.