Фабула:
Женщина находится в отпуске по уходу за ребёнком, по окончании которого, не выходя на работу, снова берёт отпуск по уходу за ребёнком (вторым).
Вопрос:
Как исчисляется в данном случае пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются ли районный коэффициент и процентная «северная» надбавка?
Не секрет, что в северных регионах России значительную часть заработка составляют районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в обиходе - «районные» и «северные»). Например, у нас, в Сыктывкаре, «районные» составляют 20% от оклада, а «северные» - 50%. Есть, за что бодаться.
Схему нормативного регулирования по рассматриваемому вопросу можно представить следующим образом:
По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком составляет 40 процентов среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (ст.15 Закона №81-ФЗ). Весь нюанс нашего случая в том, что лицо не имеет заработка за последние 12 месяцев, предшествующие месяцу наступления второго отпуска, потому что в этот период оно получало только пособие по уходу за первым ребёнком (то, что само пособие не включается в заработок, следует из п.4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности).
Камнем преткновения становится абзац 1 пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, которым установлено следующее:
«В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения)».
В связи с этим вот близорукая позиция органов социального страхования:
Раз говорится только о должностном окладе, значит, никакие «районные» и «северные» начислению не подлежат.
Почему близорукая? Потому что основывается на одном единственном положении подзаконного акта вне системного толкования норм права, из которого как раз следует, что и районный коэффициент, и процентная надбавка должны учитываться при назначении пособия.
«Районные»
Основание для учёта районных коэффициентов лежит на поверхности - в ст.5 Закона №81-ФЗ, в соответствии с которой размеры государственных пособий гражданам, имеющих детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
«Северные»
Необходимость учёта процентных надбавок при исчислении пособия прямо не предусмотрена ни Законом №81-ФЗ, ни Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, но вытекает из положений ст.315 Трудового кодекса РФ:
«Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате»,
и практически дублирующей её ст.11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»:
«Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях».
Из указанных норм следует, что районный коэффициент и процентная надбавка относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым лицам, работающим и проживающим в особых климатических условиях. При этом законодательство не предусматривает оснований, по которым у работника может быть ограничено право на получение районного коэффициента и процентной надбавки.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 29.01.2009 по делу №А29-5533/2008 согласился с изложенными доводами и подтвердил правоту организации, исчислявшей работнику пособие по уходу за ребенком с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.