Пример на тему ценности отдельного слова в поэтическом тексте. В своего "Кавказского пленника" 14-летний Лермонтов переносит почти без изменений кусок из "Евгения Онегина", где описывается смерть Ленского (шестая глава "Онегина" как раз только что издана).
У Пушкина:
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит...
У Лермонтова:
Раздался выстрел - и как раз
Мой пленник падает. Не муку,
Но смерть изображает взор;
Кладет на сердце тихо руку....
... Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Как вместе с ним поражена,
Без чувства падает она...
"Лермонтову кажется, что всё дело в метафоре, в "глыбе снеговой", в мгновенном ужасе, который охватывает Онегина. Он выуживает из пушкинской строфы все мелодраматические эффекты, при этом замечательным образом не замечает самого главного. <...> "Туманный" Лермонтов убрал, а ведь это было самое главное слово... "Туманный" - это совершенно точная характеристика того, что можно увидеть в глазах умирающего Ленского. Раз - и человек затуманился, как будто его стёрли резиночкой, и это-то самое страшное. Но Лермонтов этого пока не понимает..." (
Машевский А. Лекции по истории русской поэзии).
Театральное искусство находит свои эквиваленты слову. Вот Римас Туминас Ленского вообще отвернул от зала, и взора, ни туманного, ни какого иного, мы не видим. Наверное, достаточно, что его видит Онегин. Ужас от смерти молодого поэта передаётся другими средствами...
You can watch this video on www.livejournal.com