Туманный взор

Jul 06, 2014 20:15


Пример на тему ценности отдельного слова в поэтическом тексте. В своего "Кавказского пленника" 14-летний Лермонтов переносит почти без изменений кусок из "Евгения Онегина", где описывается смерть Ленского (шестая глава "Онегина" как раз только что издана).

У Пушкина:

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит...

У Лермонтова:

Раздался выстрел - и как раз
Мой пленник падает. Не муку,
Но смерть изображает взор;
Кладет на сердце тихо руку....
... Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Как вместе с ним поражена,
Без чувства падает она...

"Лермонтову кажется, что всё дело в метафоре, в "глыбе снеговой", в мгновенном ужасе, который охватывает Онегина. Он выуживает из пушкинской строфы все мелодраматические эффекты, при этом замечательным образом не замечает самого главного. <...> "Туманный" Лермонтов убрал, а ведь это было самое главное слово... "Туманный" - это совершенно точная характеристика того, что можно увидеть в глазах умирающего Ленского. Раз - и человек затуманился, как будто его стёрли резиночкой, и это-то самое страшное. Но Лермонтов этого пока не понимает..." ( Машевский А. Лекции по истории русской поэзии).

Театральное искусство находит свои эквиваленты слову. Вот Римас Туминас Ленского вообще отвернул от зала, и взора, ни туманного, ни какого иного, мы не видим. Наверное, достаточно, что его видит Онегин. Ужас от смерти молодого поэта передаётся другими средствами...

image You can watch this video on www.livejournal.com

Пушкин, XXI век, параллели и пересечения, театр, поэзия, 2010-е, XIX век, литература

Previous post Next post
Up