Жильбер (Гислеберт). Рельефы собора Сен-Лазар в Отёне
1130-1140.
You can watch this video on www.livejournal.com
Фрагмент фильма "BBC: Цивилизация" (1969)
"К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отёне (1130-1140). <...>
Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.
Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.
Искушение Евы. Фрагмент северного портала собора Сен-Лазар. Ок. 1130. Музей Ролен, Отён.
Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему".
(Губер А. А., Доброклонский М. В., Колпинский Ю. Д. Искусство Франции. Романское искусство // Всеобщая история искусств. Том 2, кн. первая / под общ. ред. Веймарна Б. В. и Колпинского Ю. Д. - М., 1960) А. Я. Гуревич в работе "Культура и общество средневековой Европы глазами современников" (1989) рассматривает следующую особенность рельефа "Страшный суд" в отёнском храме:
"Воскресшие из мертвых в момент, когда они покидают могилы, уже разделены на оправданных и осужденных. Это явствует из их поз и жестикуляции, из выражения их лиц: преисполненные радости и надежды размещаются справа от ног Христа, пребывающие в отчаяньи - слева. Проклятые как бы колышатся от ужаса, их тела скрючены, голову одного из отвергнутых богом грешников охватывают огромные, напоминающие клешни лапы демона. Этот демон вытягивает грешника чуть ли не прямо из могилы, а рядом женщину обвивают змеи. Границу между добром и злом обозначает стоящий как раз посредине чреды восставших из мертвых ангел, он угрожает мечом одному из выходцев из могил".
Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.
<...>
"Необычность этой сцены столь велика, что отёнские каноники XVIII века, обескураженные ужасом, который внушал этот скульптурный рельеф, приказали скрыть его под гипсом, - восприятие радикально изменилось со времен средневековья. <...> Отбитая при гипсовке тимпана голова Христа была обнаружена в 30-е годы нашего столетия и водворена на место в 1948 году".
В "Страшном суде" Жильбера одновременно совмещаются две как будто бы противоречащие друг другу эсхатологические идеи. В соответствии с одной из них за душу каждого умершего незамедлительно вступают в спор ангелы и бесы, определяя соотношение его добрых и злых дел, и, таким образом, воздаяние и разделение происходит сразу после смерти. Согласно другой - разделение всех умерших произойдёт в некотором отдалённом моменте на общем Страшном суде. Гуревич объясняет такое совмещение особенностями средневекового сознания и восприятия:
"Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени"
Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.
Дополнительные ссылки: