Моё почтение
В решении спектакля основное место, безусловно, занимает ледовый каток, на который перенесено действие из дома Агафьи Тихоновны. Прием неожиданный и дающий простор толкованиям. Так, отмечают, что "он задает метафору жизни как вечного скольжения и опасной неустойчивости" (
Марина Давыдова, "Известия"), мол, "скользкое дело - выбор" (
Е. Соколинский, газета "Час пик"). Другие усматривают отражение модных поветрий (
Марина Зайонц, журнал "Итоги") - речь, очевидно, о "Звездах на льду" и прочих проектах на эту тему.
"Ход катком" повлек и некоторые сдвиги во времени событий. У Гоголя действие пьесы укладывается в один весенний день - 8 апреля. Фокин, сообразуясь с погодой, переносит события на два месяца ранее, в зиму, в самый холод. Забавно, что при этом реплика Подколесина: "вот, опять пропустил мясоед", - сохранилась*. Зато диалог Подколесина с Агафьей ("- Вот скоро будет екатерингофское гулянье. - Да, чрез три месяца (у Гоголя - "чрез месяц"), кажется. <...> - Представьте, как скоро!") "выстреливает" сильнее, добавляя абсурдности происходящему. В том же разговоре есть фрагмент, который в свете темы "фигурного катания" заставляет напрячься в ожидании нестандартного решения, - это обмен репликами: "- Вы, сударыня, любите кататься? - Как-с кататься? - На даче очень приятно летом кататься в лодке". Увы, надежды были предательски обмануты: и текст сохранён в целости, и на сцене никаких кунштюков. Упс. Всё же это скорее случайное исключение, потому что в остальном кунштюки лезут изо всех щелей.
В ход идут как вполне традиционные гэги - например, последовательное появление пьяных в дребезину Степана и Фёклы Ивановны (вспоминается квновское: "шутка, повторенная дважды, смешна вдвойне"), - так и совсем рискованные: Жевакин оказывается безногим инвалидом, лихо гоняющим на доске с колесиками по льду вслед за остальными женихами.
Всячески подчёркивается ненастоящесть, фальшивость, даже кукольность происходящего. Как кукла, согнутый пополам, свешивается из окна Степан, а сваха взмывает на верх декорации и там снуёт, видимая по пояс, как в гигантском кукольном театре.
В этой связи можно было ожидать темы противопоставления общества со своим набором правил, "фигур", обязательной программой качественно иному, искреннему, не желающему "идти в ногу" Подколесину. Тем более, что, определённо, некоторый социальный месседж присутствует. В действующих лицах читаются современные типы: средней руки чиновник с порфелем (Яичница), увечный молодой солдатик из подземного перехода (Жевакин), успешный делец, не знающий, чем себя еще развлечь бы (Стариков), - хотя всё это фрагментарно, остальные персонажи остаются вне какой-либо типизации и исторического времени. Не получается вот этого одёргивающего: "Над кем смеетесь? Над собой смеётесь!" Разве что в случае с Жевакиным закрадывается мысль, а не проверка ли это была - есть хоть какой-то порог у нашего "ха-ха"? Проверку зритель не проходит. Если сначала и возникает естественное недоумение и неловкость, то затем (довольно быстро) зал принимает правила игры и заходится над шутками вокруг безногого.
Упомянутое противопоставление, между тем, тоже не работает. Подколесин Игоря Волкова хрестоматиен, халатно-диванен и поэтому не слишком интересен. "Характер, ни сострадать которому, ни осуждать которого не призывают" (
Елена Горфункель, "Империя драмы"), что можно, впрочем, отнести ко всем действующим лицам спектакля. Чего только не узрели рецензенты в этом мягкотелом субъекте: "он мечтатель, даже отчасти поэт" (
Ольга Галахова, "Независимая газета"), "мягкий вольнодумец" (
Татьяна Джурова, "Коммерсантъ"), "пришелец, вовлекающий в свой круг спокойствия и благолепия все движущееся и куда-то спешащее" (
Ирина Корнеева, "Российская газета"). В чём в чём, а в богатом воображении указанным авторам не откажешь. Подколесин, если и отличается от остальных, то, право, не в лучшую сторону. На коньках стоит еле-еле, разговор с невестой завязать не умеет, интеллектуальными откровениями не блещет, вял и безынициативен. Помилуйте, никого он никуда не увлекает, а очки надеть мало, чтобы сойти за диссидента. С какого перепугу Агафья, только что вообще вешавшаяся на Кочкарёва, соглашается замуж за Ивана нашего Кузьмича, можно только догадываться. Как-то очень даже веришь Кочкарёву, когда он говорит о невесте: "она дура".
Вот ведь получается какая штука. Спектакль начинён всем, чего только душе угодно. Визуальное пиршество, юмор (различных сортов), филигранная актёрская техника. Устал от комедии - вот тебе драматизму подсыпем (душещипательные "монологи на кубах"). Уйма всего вкусного. Не хватает какой-то малости. Недостаёт любви.
В самой пьесе слова любовь, влюблённый употребляются крайне редко и либо заведомо лживо ("Она от тебя просто без памяти. Такая любовь: одних имен каких надавала. Такая страсть - так просто и кипит!", - врёт Кочкарёв Подколесину), либо с издёвкой ("Я привел к вам, сударыня, смертного, которого вы видите. Еще никогда не было так влюбленного - просто не приведи бог, и неприятелю не пожелаю...", "Вот черт побери! Этот дурак влюбился. Еще будет мешать, пожалуй"). Заметим попутно, что большей частью слова о любви произносит всё тот же Кочкарёв, наименее ассоцирующийся с этим понятием персонаж. Тем не менее, не могу поверить, что в пьесе совсем нет любви. Она, конечно, не заявлена в списке действующих лиц, она стоит в сторонке и помалкивает. Недоумевает, как её не замечают, почему не ищут даже, а обходят кругом.
А на сцене и этой бессловесной и незримой любви нет. Очень холодно. Как ни укутывайся и как ни рассекай по льду. Заканчивается же дело малоприличным жестом свахи на словах "уж тут просто мое почтение!". Уж тут просто нижайше благодарим-с.
Примечания:
* Мясоед - период, когда по церковным правилам разрешена мясная пища, - пора свадеб. Зимний мясоед - с Рождества до масленицы. У Гоголя Подколесин сетует, что пропустил мясоед, поскольку после него, в пост, свадьбы запрещены (интересно, что несмотря на этот церковный запрет, он тем не менее собирается жениться, да и остальные соискатели так же - это, впрочем, отдельная почва для размышлений о замысле пьесы глубоко верующего Николая Васильевича). У Фокина, однако, получается, что дело происходит 8 февраля, и никакой мясоед не пропущен.
Click to view
"Женитьба" (Александринский театр, Санкт-Петербург). Фрагмент прямой трансляции спектакля.