Aug 27, 2013 07:46
Допустимо ли осуждать другого за те недостатки, которые есть у вас самих? Думаю, большинство из нас, припомнив евангельское наставление "не судите, да не судимы будете", согласится, что не вполне.
У правоверного католика Мишеля Монтеня, как обычно, особое мнение на этот счёт:
"Я не утверждаю, что осуждать может только человек безупречный, ибо тогда никто никого не осуждал бы. Не считаю я даже, что осуждающий должен быть обязательно непричастен к тому же греху. Я имею в виду, что, осуждая недостатки другого человека, о котором сейчас идет речь, мы тем самым отнюдь не избавляем самих себя от внутреннего суда. Со стороны того, кто не в силах справиться со своим собственным пороком, я считаю человеколюбивым стремление излечить от него другого человека, в котором дурное семя, может быть, не так глубоко и зловредно укоренилось. Не считаю я также правильным в ответ на упреки обвинять собеседника в том же грехе. Не все ли это равно? Упрек остается справедливым и полезным. Если бы у нас было хорошее обоняние, наши собственные нечистоты должны были бы казаться нам еще зловоннее".
М. Монтень. Опыты (книга третья, глава VIII)
У Матфея ведь дальше: "ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Хорошо, но если нет возражений подвергнуться такому же суду? Если право заметить сучок в чужом глазу оплачивается поисками брёвен в собственном?
Вот это ибо в библейских установлениях, оно как "ж-ж-ж", неспроста. "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Как будто не безусловный запрет, но предупреждение о последствиях. Объяснение не того, почему нельзя, а того, чем придётся пожертвовать за свой выбор. Запреты, придуманные людьми, строятся по другой логике: "не допускается увольнение работника в период пребывания в отпуске", "не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств". Никаких ибо. Может, потому что обществу важен результат, пусть даже подневольный, а Богу - только выбор, сделанный свободно? Уж если б Ему была так принципиальна неприкосновенность плодов, мог бы придумать что-то более действенное. Оградку бы поставил.
общество,
вопросы,
религия,
Монтень