Довольство предопределением. Часть 3

Dec 15, 2016 10:51

Давно хочу поделиться главой "Терпение" из книги "Истории из жизни сподвижниц (мир им)", содержание которой стало для меня очередным откровением.

Почитайте и узнайте, как много мы теряем и упускаем из недовольства предопределением Мудрого Всевышнего Аллаха...

Глава, да и сама книга обязательна полезна к прочтению всем.

Текст очень длинный, не помещается целиком, потому разбила его на 3 части.

1 часть
2 часть
дуа



Истории из жизни сподвижниц
(да будет доволен ими Аллах)

Салях ибн Фатхи Халяль

Глава «Терпение» (продолжение)

51. Плодом довольства становится радость сердца в отношении предопределения, каким бы оно ни было, и спокойствие и умиротворение в любых обстоятельствах. Сердце довольного остаётся спокойным, что бы пугающее и неприятное ни постигло его в этом мире. Он всегда доволен своим положением и радуется тому, что предопределил ему Его Господь. Он радуется тому, что его Покровитель заботится о нём, и покорен Ему во всём и доволен всем, что Он посылает ему. Он со смирением воспринимает Его установления и Его веления, и твёрдо убеждён в том, что управление и распоряжение Аллаха совершенно и мудрость Его также совершенна.
Довольный не жалуется никому на своего Господа и не ропщет в отношении Его предопределения. Поэтому один из знающих назвал довольство благовоспитанностью по отношению к Аллаху, потому что довольство предполагает отказ от возражений Аллаху в том, что Он делает в Своих владениях, и воздержание от лишних слов, не согласующихся с благонравием и благовоспитанностью. Довольный не должен говорить, например: “Как люди нуждаются в дожде!” И он не должен говорить: “Сегодня очень жаркий день” или “Сегодня очень холодно”. И он не должен говорить: “Бедность - беда, а домочадцы - тревоги и заботы!” И он не должен называть ничего из предопределённого Аллахом словами, выражающими порицание, если только сам Всевышний Аллах не порицал это, поскольку подобное действие несовместимо с довольством…
Ибн Абу аль-Хавари сказал или же ему сказали: “Поистине, такой-то сказал: ‹Я желал бы, чтобы ночь была длиннее, чем она есть›”. Он сказал: “Он поступил и хорошо, и плохо. Он поступил хорошо, потому что пожелал, чтобы ночь была длиннее, чтобы он мог дольше предаваться поклонению Аллаху и обращаться к Нему с мольбами. И он поступил плохо, потому что пожелал того, чего не желает Аллах, и полюбил то, чего не любит Аллах”».
Говорят, что чем больше озабочен человек этим миром, тем больше забот и тревог будет у него в мире вечном, и чем меньше озабочен человек миром этим, тем меньше хлопот и печалей будет у него в мире вечном.
Вера в предопределение и довольство им избавляют раба Аллаха от тревог, забот и печалей.
52. Поистине, наилучшее состояние - стремление к Аллаху и его следствия. А для этого необходима убеждённость и довольство Аллахом. Поэтому Сахль сказал: “Степень убеждённости людей соответствует степени их довольства, а степень их довольства соответствует степени их стремления к Аллаху”.
53. Довольство удерживает человека от порицания того, что не порицал Аллах. Поистине, когда раб Аллаха недоволен чем-то, он ругает и порицает предмет своего недовольства, а это свидетельствует о недостатке стыдливости перед Аллахом. Он порицает невинное, не сделавшее ничего дурного, порицает творения Аллаха. А это делает положение человека пред Аллахом ниже. Если человек приготовил для тебя еду и подал её тебе, а ты станешь ругать и порицать её, ты вполне можешь навлечь на себя ненависть этого человека и услышать от него оскорбление. Своим действием ты побуждаешь его порвать отношения с тобой. Один из знающих сказал: “Поистине, порицание сделанного кем-то, даже без порицания сделавшего, - хула в его адрес и очернение его”.
54. Пророк (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям) просил у Аллаха довольства предопределением, о чём упоминается в “Муснаде” и “Сунан”:
“О Аллах! Заклинаю Тебя Твоим знанием сокровенного и способностью творить, продли жизнь мою, когда жизнь будет для меня лучше, что Тебе известно, и упокой меня, когда смерть будет для меня лучше, что Тебе известно. О Аллах! Поистине, я прошу Тебя помочь мне бояться Тебя тайно и явно, и я прошу Тебя помочь мне говорить слова истины в довольстве и гневе, и я прошу Тебя помочь мне придерживаться умеренности в бедности и богатстве, и я прошу у Тебя вечного блаженства, и я прошу у Тебя радости, которой не будет конца, и я прошу Тебя внушить мне довольство Твоим решением, и я прошу Тебя сделать жизнь после смерти приятной для меня, и я прошу у Тебя сладости взора на Лик Твой и стремления ко встрече с Тобой, которому не помешает ни приносящее вред несчастье, ни сбивающее с пути искушение. О Аллах! Укрась нас украшением веры и сделай нас ведущими правильным путём и ведомыми им” .
И я слышал , как шейх ислама Ибн Таймийя говорил: “Он просил довольства после предопределения, показывая истинную сущность довольства. Что же касается довольства до предопределения, то оно представляет собой решительное намерение человека проявить довольство, когда предопределённое постигнет его, а осуществляется довольство уже после того, как произойдёт предопределённое”.
55. Довольство предопределением мешает человеку добиваться довольства людей посредством недовольства Аллаха, порицать их за то, что Аллах не сделал основанием для порицания, и хвалил их за то, что в действительности является только милостью Аллаха. А иначе человек в первом случае, то есть стремясь к их довольству, а также порицая их, будет несправедлив к ним, а во втором, то есть хваля их, будет придавать их в сотоварищи Аллаху. А когда человек доволен предопределением, он не станет порицать их или хвалить подобным образом. Таким образом, довольство избавит его от всего этого.
56. Довольство освобождает сердце человека от тревог и печалей, уменьшая их количество, и он приступает к поклонению Аллаху с лёгким сердцем, свободным от бремени мирских забот и печалей. Ибн Абу ад-Дунья передаёт от Бишра ибн Башшара аль-Муджаши, который принадлежал к числу учёных: “Я сказал поклоняющемуся : ‹Дай мне наставление›. Он ответил: ‹Прилепись душой своей к предопределению, где бы оно ни встретило тебя, ибо это прекрасный способ очистить своё сердце и уменьшить свою тревогу. И остерегайся недовольства предопределением, а иначе и тебя постигнет недовольство, когда ты будешь небрежен и не почувствуешь этого, и окажешься среди тех, кем Аллах недоволен›”.
Один из наших праведных предшественников сказал: “Перестаньте занимать себя суетой и выбором, и жизнь ваша будет благополучной, ибо, поистине, суета и (мучительные попытки сделать) выбор отравляют людям жизнь”.
Абу аль-‘Аббас ибн ‘Ата сказал: “Радость в том, что устраивает для нас Аллах, и несчастье - в том, что (постоянно пытаемся) устроить мы ”.
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Кого не делает лучше предопределённое Аллахом, того не сделают лучше и меры, принятые им самим”.
Абу аль-‘Аббас ат-Туси сказал: “Кто отказался от суеты, тот будет жить в умиротворении”.
А другой человек сказал: “Ты не обретёшь благополучия до тех пор, пока не будешь относиться к суете так же, как лежащие в могилах”.
Он также сказал: “Довольство - это отказ от возражения Аллаху в том, что Он делает со Своим рабом”.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал: “Эти мольбы сделали меня таким, что теперь нет у меня стремления ни к чему, кроме того, что соответствует предопределению Аллаха”. Он часто обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, внуши мне довольство Твоим предопределением, сделай Твоё предопределение благодатным для меня таким образом, чтобы у меня не было желания торопить то, что Ты пожелал отложить, или откладывать то, что Ты пожелал приблизить!”.
Он также говорил: “Не осталось во мне страсти ни к чему, кроме соответствующего предопределению Аллаха”.
Шу‘ба сказал: “Юнус ибн ‘Убайд сказал: ‹Я никогда не желал ничего (кроме предопределённого Аллахом)›”.
А один из знающих сказал: “Основой поклонения являются три вещи: не отвергай ничего из предписаний Аллаха; не проси о том, в чём нуждаешься, никого, кроме Него; и ничего не удерживай от Него”.
А когда Ибн Шам‘уна спросили о довольстве, он сказал: “Это когда ты доволен Им как Распорядителем и Выбирающим, и когда ты доволен Им как Распределяющим, Дарующим и Удерживающим, и доволен Им как Богом, Которому должно поклоняться, и Господом”.
Один из знающих сказал: “Довольство - отказ от суеты выбора и радость сердца при встрече с горьким предопределением, и отказ от суеты в душе своей, пока Аллах не вынесет решение в её пользу или против неё”.
Говорят также, что довольный - это тот, кто не жалеет об упущенном в этом мире и не страдает из-за этого…
Блажен сказавший:
Всё благо в том, что выбрал наш Создатель,
Не будет блага в выборе ином…
57. Если человек недоволен предопределением, это недовольство может подтолкнуть его к тому, чтобы сетовать на предопределение и жаловаться на судьбу, либо в своём сердце, либо не только в сердце, но и посредством слов и действий. А жаловаться на судьбу, то есть предопределение - значит жаловаться на Того, Чьё это предопределение. Он станет порицать творения Аллаха, а Аллах и люди станут порицать его, и таким образом он окажется порицающим и порицаемым одновременно… Это противоречит необходимой покорности Ему (‘убудиййа).
Анас рассказывает: “Я служил Пророку (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям) десять лет, и он ни разу не сказал мне: ‹Уф!› - и ни разу не сказал мне: ‹Почему ты сделал это?› - или: ‹Почему ты этого не сделал?› И он ни разу не говорил мне о чём-то из того что было: ‹Ах, если бы этого не было!› И он никогда не говорил о том, чего не было: ‹Ах, если бы это было!› И когда кто-то из членов моей семьи упрекал меня, он говорил: ‹Оставьте его… Чему быть, того не миновать›”.
Слова “Чему быть, того не миновать” касаются двух вещей. Первая: отсутствие того, чего раб Аллаха желает. Вторая: присутствие того, что ему ненавистно. То есть человек может упустить нечто желаемое и с ним может произойти нечто ненавистное и неприятное для него. Если Аллах предопределил первое, оно неизбежно произойдёт. И если Он предопределил противоположное этому, это тоже непременно произойдёт. И если с точки зрения предопределения приятное и неприятное равно, то покорность раба Всевышнему (‘убудиййа) предполагает, что он должен быть одинаково доволен и тем, и другим. Это непременное следствие упомянутой покорности.
58. Если с точки зрения довольства Господа эти две вещи одинаковы, то есть этого Он желал для Своего раба и это Он предопределил ему, а того не пожелал для него и не предопределил ему, то совершенное согласие заключается в одинаковом отношении раба Аллаха к этим двум категориям, и он в любом случае должен быть доволен тем, что пожелал для него Господь.
59. Всевышний Аллах запретил опережать Его и Его Посланника (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям) в религиозных постановлениях (шариатских нормах). Этого требует необходимая покорность Господу (‘убудиййа). Если же говорить о предопределении, то покорность Господу требует от верующего не опережать Его, за исключением тех случаев, когда в этом есть явная польза. И опережение осуществляется также с участием предопределения или религиозного постановления. Так, если имеется постановление о том, что терпение обязательно или желательно, или довольство обязательно, а человек отказывается исполнять это постановление, это и есть то самое опережение Шариата и предопределения.
60. Любовь, искренность и смирение зиждутся на довольстве. Любящий доволен тем, кого любит, в любых обстоятельствах.
Один из знающих сказал: “Однажды я совершил грех, о котором плачу вот уже тридцать лет”. Его спросили: “Что же это за грех?” Он ответил: “Как-то я сказал о том, что было предопределено Аллахом: ‹Ах, если бы Аллах не предопределил это!› или ‹Ах, если бы этого не случилось!›”.
Один из наших праведных предшественников сказал: “Если бы плоть мою изрезали остриями, это было бы желаннее для меня, чем сказать о чём-то из того, что предопределил Аллах: ‹Ах, если бы Он не предопределил это!›”.
61. Награда за дела, совершённые органами тела, увеличивается до известного предела, тогда как увеличение награды за деяния сердца не ограничено, потому что сами деяния органов тела ограничены и имеют известный предел, черту, у которой они останавливаются, и награда за них соответствует им, что же касается деяний сердца, то они постоянны и связаны друг с другом, хотя раб Аллаха не всегда замечает их.
Приведём пример. Любовь и довольство - состояние любящего и довольного, и они никогда не расстаются с ним, хотя и могут быть незаметными. Обладатель довольства и любви постоянно увеличивает их. А увеличение для обладателя любви и довольства связано с постоянством состояния, в котором он пребывает. Поэтому увеличение происходит, даже если органы его тела пребывают в покое и он не совершает ими никаких действий. Более того, увеличение это порой в состоянии покоя и бездействия оказывается больше даже, чем увеличение тех, кто регулярно занимается дополнительным поклонением - более того, эти два увеличения несравнимы. Это состояние приводит к тому, что увеличение награды человека во время сна оказывается даже большим, чем увеличение награды многих из тех, кто простаивает ночи в молитве, и увеличение награды верующего, когда он ест, оказывается больше увеличения награды многих постящихся и испытывающих голод.
Если тебе трудно согласиться с этим, то подумай об увеличении награды того, кто засыпает с мыслью об Аллахе, по сравнению с тем, кто стоит (в молитве), отвлекшись при этом от Аллаха. Поистине, Всевышний Аллах смотрит на сердца, стремления и намерения, а не на форму действий, и ценность раба Аллаха - в его устремлениях и воле, и люди, которые не удовольствуются ничем, кроме Аллаха, и не согласны променять Его ни на что, даже если им отдадут этот мир со всем, что в нём, - это один тип людей, а те, которые довольствуются малейшей долей мирских благ, - это другой тип людей, хотя дела их могут быть одинаковыми. А бывает, что бросающий взоры на мирские блага совершает даже больше благих деяний и более трудные из них… Это милость Аллаха, и Он дарует её кому пожелает, и Аллах - Обладатель великой милости».

Начало: 1 часть
        2 часть
              дуа

довольство предопределением, важно, назойливая муха, ислам, истории из жизни сподвижниц, религия всегда причем

Previous post Next post
Up